Как работают в аннексированном Крыму украинские банки
Одни банки временно прекратили работу на полуострове, другие работают как ни в чем не бывало. Банкиров, определившихся с будущим крымского бизнеса, пока мало
Снять депозит на сумму $1000, размещенный в симферопольском ПриватБанке, местная пенсионерка Эльвира Квитко попыталась еще в начале марта. "Не волнуйтесь, все будет хорошо, руководитель крымского ПриватБанка Борис Финкельштейн — влиятельный банкир. Он не оставит банк без финансовой помощи", — начала уговаривать оставить депозит финансовый менеджер. Наивную пенсионерку это не насторожило, и она оставила депозит нетронутым. А зря. Спустя неделю, 15 марта, ПриватБанк закрыл все свои отделения и банкоматы в Крыму до прояснения ситуации с законодательным полем.
Теперь в самой большой на всем полуострове сети банкоматов и отделений нельзя ни закрыть депозит, ни снять деньги, ни расплатиться. Эмитированные крымскими отделениями карточки не работают даже на материковой части Украины. Интернет-форумы пестрят проклятиями возмущенных граждан.
Клиенты Привата не одиноки. 21 марта аналогичным образом поступил другой крупнейший банк страны — Райффайзен Банк Аваль, закрыв 32 отделения в Крыму. Причем, в отличие от ПриватБанка, Аваль даже не удосужился пояснить, в чем причина закрытия. Впрочем, через несколько дней шесть авалевских филиалов все-таки заработали.
Закрытие крымских отделений ПриватБанком и Авалем — первая ласточка. Остальные украинские банки, представленные в Крыму, пока работают, хотя и готовятся к возможному уходу с крымского рынка.
Рекогносцировка
Проблемы с наличностью на полуострове появились в первых числах марта, к банкоматам выстраивались очереди. В Нацбанке Украины Фокусу пояснили, что проблема возникла из-за сложностей с ввозом валюты на территорию Крыма: наличностью полуостров всегда обеспечивал исключительно НБУ, а возить нал через кордоны крымской самообороны и российского спецназа было небезопасно. К тому же некоторые отделения региональных банков перестраховались и установили временные лимиты на снятие денег, в результате чего у населения возникло впечатление, будто крымским банкам не хватает нала.
К середине месяца проблема дефицита наличной гривны была решена: НБУ начал завозить нацвалюту на полуостров в необходимых объемах. "Сейчас у нас вообще нет проблем по обеспечению клиентов наличными", — говорит член правления ОТП Банка Владимир Мудрый. Ему вторит зампредправления УкрСиббанка Константин Лежнин. К 20-м числам марта объем наличной гривны в некоторых крымских банках стал даже зашкаливать: в преддверии перехода на рубль (с 2016 года) крымчане стараются избавиться от гривны, причем народ активно расплачивается даже накопившейся мелочью.
А вот доллары и евро, по словам Лежнина, в крымских банках в дефиците. Их на полуостров всегда завозили коммерческие банки. И хотя автомобили НБУ сейчас проезжают границу без проблем, частные инкассаторские машины опасаются ездить в Крым с валютой.
УкрСиббанк, Платинум банк, ОТП и "Хрещатик" не стали вводить ограничения на клиентские операции в Крыму: переслать деньги, снять или разместить депозит можно, как и раньше, сообщили Фокусу в банках. Однако эти финструктуры, как и многие другие, полностью прекратили кредитование на полуострове. Отдельные банки, например Платинум, разрешают крымчанам пользоваться кредитными картами. Но только на территории материковой Украины.
Топ-менеджеры банков не поясняют, почему многие финструктуры продолжают работать в Крыму в прежнем режиме, тогда как ПриватБанк и Аваль закрылись. Банкиры уверяют, что технических проблем при работе в АРК у них не возникает. "Работаем в Крыму, потому что не хотим подводить наших клиентов", — стандартный комментарий банкиров. Впрочем, подобные комментарии — скорее непонимание, что делать дальше, чем действительно отсутствие проблем в Крыму.
Выдать нельзя запретить
"Мы не понимаем, как работать в Крыму! — восклицает руководитель пресс-службы ПриватБанка Олег Серга. — Как закрывать баланс? По каким правилам работать? Как защитить кредиты от вывода залогов — крымские суды ведь больше не подчиняются украинской юрисдикции". Его риторика кардинально отличается от того, что о Крыме говорят представители других банков, утверждающие, что работают в прежнем режиме.
ПриватБанк — самый массовый банк в Крыму: 2 филиала, 337 отделений, 483 банкомата и 773 терминала, которые обслуживают 790 тыс. физлиц — 40% населения Крыма, включая стариков и детей. В отличие от представителей других банков, Серга описывает ситуацию в Крыму в темных тонах. "Многие банки лишь говорят о том, что не вводили ограничений на операции, на самом же деле ограничения есть почти везде", — утверждает он. Мол, в действительности банки не отдают депозиты клиентам под разными предлогами, формально не объявляя о закрытии депозитных счетов.
Его слова — не пустой звук: крымчане действительно жалуются на то, что снять деньги со счетов довольно проблематично. "В симферопольском отделении банка "Финансы и Кредит" у меня закончился срок валютного депозита, но забрать я его не могу. Начальник отделения говорит, что валюты в банке нет. Ссылается на приказ из Киева выдавать на физлицо не больше $100 в день", — написал 25 марта симферополец Игорь Горденко на форуме banki.ua. Похожие проблемы у клиентов банков и в Севастополе.
Серга полагает: дай волю крымчанам — и они снимут до 50% своих вкладов в банках. Его мнение косвенно подтверждает статистика, например, УкрСиббанка: -28% крымских депозитов с начала года.
Через неделю после закрытия 32 своих отделений Аваль открыл 6 из них в крупнейших городах полуострова. Правда, работают они скорее как расчетные кассы: сейчас клиенты банка могут только пополнить карту или снять с нее деньги в банкомате (максимум 2500 грн в сутки). Крымчане, впрочем, говорят, что де-факто получается снять не больше 1500 грн. Перевести деньги при этом невозможно.
"Крым — это аннексированная территория, и, хотим мы того или нет, теперь там работают законы Российской Федерации, — поясняет предправления Райффайзен Банка Аваль Владимир Лавренчук. — В поле российских законов мы не можем работать, поскольку мы украинский банк. Пока что сократили работу до минимума и наблюдаем за развитием законодательства в Крыму".
Останутся немногие
В ПриватБанке не раскрывают размеры бизнеса в Крыму, но уверяют, что это не более 5%, или около 10 млрд грн. На первый взгляд — огромные деньги. "На самом деле для Привата с его 200 млрд гривен активов потеря такой части бизнеса не критична", — считает зампредправления крупного украинского банка. В Привате Фокус заверили, что уходить с крымского рынка финансовый гигант пока не собирается.
Госдума уже приняла закон о том, что банки в Крыму могут работать без российской лицензии только до 1 января 2015-го. Уходить ли из Крыма, или заниматься получением лицензии — большинство украинских банкиров пока не решили. "До 1 января будем работать без лицензии. А там посмотрим", — говорит предправления банка "Хрещатик" Дмитрий Гриджук. Предправления УкрСиббанка Филипп Жоанье заявил, что готов бросить все силы на получение российской лицензии ради крымских клиентов. Но тут же уточнил: если это будет экономически целесообразно. По действующему законодательству РФ, для получения лицензии Центробанка России банк должен иметь уставный капитал не меньше $8,4 млн. Портфель кредитов УкрСиббанка в Крыму составляет всего $46 млн — меньше 5% общего портфеля. Готов ли УкрСиббанк потратить свыше $8 млн для сохранения крымской сети, Жоанье не говорит.
Некоторые украинские банки подумывают о продаже своего бизнеса в Крыму. По данным российского "Коммерсанта", с полуострова готов уйти Платинум Банк, продав портфель крымских кредитов на сумму 223 млн грн (почти 5% кредитного портфеля банка). Эту информацию изданию подтвердил один из топ-менеджеров банка. В отличие от своего коллеги, предправления Платинума Грег Краснов осторожен в формулировках: "Продажа кредитного портфеля является одним из многих вариантов, которые нам нужно проработать. И, скорее всего, самым маловероятным". Тем не менее 80 крымских точек продаж, где Платинум до сих пор выдавал кредиты, банк решил закрыть, оставив работать лишь два отделения на весь Крым.
По данным источников в Укрэксимбанке и Ощадбанке, эти финструктуры планируют полностью уйти с крымского рынка..
Юлия Даниленко, Елена Шкарпова, Фокус