Владелец АЗС "ОККО" Антонов: Такого кризиса в Украине еще не было
Владелец сети автозаправок "ОККО" львовянин Виталий Антонов (40 в рейтинге) считает, что основные проблемы топливного рынка и экономики — это обнищание населения и преференции избранным компаниям
Бедные люди
Как рост цен на топливо отразился на продажах сетей АЗС?
Проблема не в том, что выросли цены на топливо. Проблема в абсолютном обеднении населения Украины. Владельцы сетей АЗС ощущают это очень сильно. Именно падение реализации говорит о том, что население доведено до точки.
Как сильно упали продажи?
Происходящее довольно болезненно. Мы кровно заинтересованы в сильной, обеспеченной Украине.
Больше 2%, на которые топливный рынок сократился в прошлом году по официальным данным?
Намного. С другой стороны, заправлять неэкономичные, прожорливые автомобили, на которых ездят многие украинцы, дорого при любой цене топлива. Пристрастие определенной части украинского общества к дорогим статусным машинам (даже если они не по карману) сыграла с владельцами таких авто злую шутку. Нигде в Европе я не видел столько дорогих машин, как в Украине.
С каким периодом в жизни Украины можно сравнить экономический кризис – 2014?
Думаю, ни с каким. Все кризисы, которые случались с Украиной до этого (кроме, пожалуй, 1991 года, когда страна переходила от квазикоммунистической модели общества к квазикапиталистической), были иными. Это были сугубо экономические явления, а сейчас у нас экономический кризис, в основе которого лежит глубокий политический.
Вспомните классиков: политика — это концентрированное выражение экономики, как писал Ленин. Экономика и политика тесно взаимосвязаны. Начиная с 1991 года, мы так и не смогли построить ту экономику, которая стала бы основой правильной политики. В экономике, в политике, в сознании людей осталось множество атавизмов советских времен. Не были сформированы правильные рыночные отношения, которые приводят к правильной, рыночной политике. И до сегодняшнего дня, как мне кажется, мы находились в каком-то перманентном экономическом кризисе. У этого кризиса были периоды апогея, хотя было и золотое время роста, к примеру, 2007 год.
Нынешний экономический кризис — итог предыдущих двадцати лет неправильного хозяйствования. Пик коррупции, что стало основной движущей силой недавних изменений, — и есть отображение неправильных экономических отношений, которые существовали в стране на протяжении стольких лет. Причем даже не двадцати, а больше, ведь коррупция в ее нынешнем виде пришла к нам из Советского Союза. Все годы независимости Украины едва ли не каждый политик считал своим долгом заявить, что он борется с коррупцией. Но у меня складывалось впечатление, что все они руководствовались правилом: если хочешь побороть явление, его надо возглавить.
Нет преференциям
Чего украинскому бизнесу сейчас не хватает?
Равных рыночных условий. Мы до сих пор видим компании, которые пользуются привилегиями и непрямыми дотациями от государства. Я не хочу упоминать их названия, на рынке они хорошо известны. Уверен, что из кризиса страну вытянет только справедливая рыночная конкуренция.
Каким образом?
Посмотрите на ситуацию, в которой действуют преференции для избранных игроков. Те, кто их не получает, не могут бороться с конкурентами рыночными методами и уходят с рынка. Те, кто получает, теряют в качестве и тоже в конечном счете уходят. Естественно, от этого страдают потребители. Внутренний рынок перестает генерировать ресурс, теряется его движущая сила, экономика стагнирует. Если мы и дальше будем работать по совдеповским калькам преференций для приближенных — можем рухнуть в пропасть. Мы уже оказались на ее краю.
Сила Украины в плотном, сплошном рынке европейского типа. Плотность населения дает колоссальные возможности генерации ресурса для внутреннего рынка. В России ситуация иная: большие расстояния, маленькая плотность населения. Это вынуждает Россию концентрироваться на своем экспортном потенциале. Мы же, подчеркну, имеем колоссальный неиспользованный потенциал внутреннего рынка. И уже почти освоенный потенциал экспорта.
С приходом новой власти преференции были отменены?
Пока не все, но предпосылки есть. Это формирующийся процесс.
Вы удивились, когда Сергей Курченко купил убыточный Одесский НПЗ?
Да, удивился. Скажем так: я не смог логично объяснить себе этот шаг.
Может ли нефтепереработка быть прибыльной в Украине?
В СССР могла. В современной Украине — нет. Сама по себе нефтепереработка никому не нужна, она должна быть частью вертикально интегрированных компаний, чья основная прибыль генерируется на этапе добычи. Переработку же, как правило, держат в нуле или с небольшой прибылью. Украинские заводы настолько убиты, что говорить о прибыли на нефтепереработке просто смешно. Думаю, Украине сейчас следует сосредоточиться не на переработке нефти, поскольку это низкомаржинальный бизнес, а на добыче, что, в свою очередь, может обеспечить стране энергонезависимость, рост ВВП. Будет нефть в Украине — будет нефтепереработка.
У вас были столкновения с компаниями Сергея Курченко — например, когда от вас требовали закупать топливо у определенных трейдеров?
Ко мне лично не приходили, но на рынке такие "предложения" случались постоянно. У нашей компании есть долгосрочные международные терм-контракты, мы напрямую поставляем топливо из-за рубежа. Если такие предложения моим менеджерам кто-то и озвучивал, то они могли купить лишь в небольшом объеме, поскольку наши мощности по продаже топлива под завязку заняты терм-контрактами.
Завязать узел
США могут обвалить цены на топливо до такой степени, чтобы это серьезно ударило по России?
Исходя из опыта 1970–1980 годов, это возможно. Но это вопрос не США, а всего мира. Советский Союз противопоставил себя всему миру, и мы все прекрасно знаем, чем закончилась холодная война.
Но Украине не нужна бедная и нищая Россия. Впрочем, как и России не нужны нищие соседи. Проблемы России неминуемо скажутся на Украине, и наоборот.
Украина способна построить равноправные отношения с Россией?
После стольких лет в роли просителя у нас просто нет выбора. Думаю, дело не столько в том, как политики договорятся между собой, сколько в самоуважении народа. Когда вы достигнете конца веревки — завяжите узел и держитесь, говорил Франклин Рузвельт.
Как аннексия Крыма отразилась на вашем бизнесе?
Мы еще не просчитали сумму потерь. В Крыму у нас построена новая, ликвидная сеть, но вопрос ее продажи пока не стоит.
На вас не пытались давить крымские власти тем или иным способом?
Нет, не пытались.
Чего новой власти Украины совершенно точно не стоит делать?
Я думаю, главное сегодня для новой власти — это не ссориться между собой.
Елена Шкарпова, Владимир Хомяков, Татьяна Кривенко, Фокус