Как Майдан обвалил рынки элитных товаров
Майдан и обыски у чиновников эпохи Виктора Януковича создали новый потребительский тренд - богатым быть неприлично
"Коллекция ретро-автомобилей Виктора Януковича уникальна!" — восхищается бывший менеджер по дилерским проектам компании "АИС" Виталий Щур. Обыски Генпрокуратуры не выявили, кто еще в окружении экс-президента коллекционировал ретро-машины. Зато многие чиновники эпохи Януковича охотно покупали автомобили класса люкс. "С 2010-го по 2013 год на госслужащих приходилось 30–40% продаж дорогих авто в Украине", — констатирует генеральный директор автодилера "ВиДи Групп" Артем Ткаченко.
Неудивительно, что в декабре минувшего года, несмотря на начало Майдана, продажи дорогих иномарок по-прежнему росли. По данным AUTO-Consulting, в последнем месяце года покупки Infiniti выросли на 14%, Mercedes-Benz и Porsche — на треть, а Land Rover — в два раза. При том, что рынок автомобилей в целом просел на 7,5%.
А вот у бутиков одежды и аксессуаров уже в декабре продажи сильно упали, хотя массово закрываться магазины стали лишь к январю: надеялись на мирное разрешение конфликта. По словам президента Helen Marlen Group Михаила Кавицкого, за январь — февраль 2014 года продажи компании сократились в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это по самым скромным подсчетам.
Крепко досталось ресторанам. "По итогам революции ресторанный luxury-сегмент потерял около 50% клиентов. В январе — феврале потери доходили и до 70%", — делится генеральный директор агентства "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова. Уменьшилось не только количество посетителей, но и сумма среднего чека. О банкетах и говорить нечего.
Украинцы начали экономить и на дорогих поездках — стоимостью от $4000–5000 с человека. Гендиректор туристической компании Swiss Halley Игорь Смирнов жалуется, что сейчас заказов на такие поездки практически нет. "В начале года туристический рынок всегда вялый. Но сейчас, после Майдана, продавать турпоездки особенно сложно", — говорит он.
В конце концов, падение спроса настигло и авторынок. За I квартал 2014 года в Украине продали лишь один автомобиль класса luxury premium — Rolls-Royce. По оценкам директора информационно-аналитического центра AUTO-Consulting Олега Омельницкого, сумма сделки могла составить 500 000 евро. Годом ранее украинцы купили 14 автомобилей категории luxury premium (стоимостью свыше 300 тыс. евро), причем пять из них в марте. (Для справки: помимо Rolls-Royce к автомобилям luxury premium сегмента относятся, например, Maybach, Bentley, Aston Martin.)
В марте по сравнению с февралем продажи Mercedes-Benz, по данным того же агентства, просели на 34%, Audi — на 54%. Впрочем, эти марки хотя и считаются дорогими, не входят в сегмент luxury premium. Виталий Щур и Артем Ткаченко оценивают падение продаж автомобилей этого сегмента в I квартале 2014-го как минимум на 30%.
Верх приличия
"Сокращение спроса на дорогие товары и услуги — это скорее результат психологического, а не экономического давления", — объясняет Виталий Щур. Его слова подтверждает миллионер из рейтинга Фокуса самых богатых. В октябре прошлого года он заказал Rolls-Royce в подарок своему отцу, но после разгона активистов 30 ноября отложил покупку. "Когда в стране траур, стыдно покупать такие машины", — вздыхает бизнесмен.
В марте в центре Киева было полно бутиков с вывесками "Распродажа перед закрытием". "Покупать дорогие вещи сейчас просто некрасиво", — говорит на условиях анонимности коммерческий директор сети бутиков дорогих украшений. Ее компания закрывает представительство в Украине: клиентов нет. Видео с экс-министром здравоохранения Раисой Богатыревой в бутике Louis Vuitton, обыски у бывших министров Анатолия Присяжнюка и Эдуарда Ставицкого, а главное, открытие Межигорья на всеобщее обозрение — все эти события надолго перечеркнули намерения покупать дорогие часы, украшения и люксовые авто.
Другой причиной сокращения продаж стало исчезновение одной из основных категорий потребителей дорогих товаров и услуг — членов семьи Януковича и приближенных к нему людей. По оценкам Олега Омельницкого из AUTO-Consulting, в 2013-м объем продаж автомобилей сегмента luxury premium составил 25 млн евро. Если поделить на минимальную цену машины (300 000 евро), то получается 83 авто в год. Примерно столько чиновников и политиков входило в окружение Януковича (если считать вместе с членами их семей).
В одежном бизнесе — такая же ситуация. "Сильно сократились продажи брендов, по которым явно заметно, что владелец переплачивает за престиж, а также китчевому люксу — Roberto Cavalli, Dsquared.", — говорит основатель Helen Marlen Group. По словам предпринимателя, запредельно дорогие вещи сейчас никому не нужны. Именно поэтому более-менее нормально продается Burberry: несмотря на высокие цены, эти вещи не выглядят вызывающе.
В ожидании рынка
Ткаченко надеется, что больше не увидит чиновников в салоне дорогих автомобилей. "При условии экономического роста в течение года-двух сегмент восстановится за счет бизнесменов", — убежден гендиректор "ВиДи Групп". Именно они были основными покупателями машин премиум-класса до начала президентства Януковича. Похоже, на это рассчитывают дилеры Porshe и Infiniti, которые запланировали открытие новых салонов на этот год.
Впрочем, ждать экономического роста можно еще долго. Виталий Щур и Олег Омельницкий уверены, что на самом деле продажи дорогих машин пойдут в гору сразу после президентских выборов и при условии того, что на Востоке Украины ситуация устаканится.
На это же рассчитывает и Кавицкий. Открытия новых магазинов Helen Marlen он точно не планирует, напротив — компания закроет 6 торговых точек из 24, в основном дорогие бутики. Продажи аксессуаров в его компании не изменились, причем вне зависимости от цены.
Юлия Даниленко, Фокус