Мистер фиск. Как наполняет казну реформированная Налоговая

Бизнес продолжает платить налоги, несмотря на потерю Крыма и войну на востоке. Это достижение главный налоговик Игорь Билоус считает одним из самых важных. Об итогах 100 дней работы налоговой, грядущих кадровых чистках и сокращении налогов — в его интервью Фокусу

Свое первое интервью в марте этого года первый замминистра Министерства доходов и сборов, курировавший налоговую службу, Игорь Билоус давал Фокусу в наилучшем расположении духа: энергия и энтузиазм били через край. Спустя три месяца Билоус мало напоминает прежнего себя: похудел и устал. Правда, ему есть чем гордиться: бывший бизнесмен и топ-менеджер, едва ли не случайно оказавшийся на госслужбе, сумел вдвое уменьшить воровство НДС, его ведомство выполняет планы по сбору налогов. Которые, к слову, никем не корректировались после потери Крыма.

Дальше будет сложнее: переформатирование Миндоходов в Государственную фискальную службу, главой которой он был недавно назначен, кадровые чистки и налоговая реформа.

Налоги удается собирать?

Удается. С марта мы выполняем планы практически на 100%. Май был сложным: активные боевые действия на востоке, напряжение и нестабильность перед выборами. Да и общая экономическая ситуация не способствовала. Поэтому в мае госбюджет получил 17,8 млрд грн. - на 4% меньше плана. Из 710 млн грн "недособранного" 422 млн пришлись на восточные области: Донецкую и Луганскую, где многие предприятия приостановили работу.

И все же нам удается практически полностью выполнять планы по сбору налогов – за счет ликвидации налоговых ям. К примеру в том же мае бюджет дополнительно получил 2,6 млрд грн – начиная с марта мы ежемесячно обеспечиваем не менее 1 млрд грн дополнительных поступлений за счет уменьшения суммы "дутого" налогового кредита по НДС, что в итоге ведет к незаконному возмещению этого налога. Еще один источник дополнительных денег – борьба с контрафактом. Благодаря ей поступления от акцизов за пару месяцев выросли в два с половиной раза: с 1 млрд грн в марте до 2,6 млрд в мае. Думаю, что такими темпами в 2014-м выполнить бюджет нам удастся на 100%.

Прошлая власть тоже рапортовала о подобных достижениях: как правило, для бизнеса это выливалось в новые проверки и поборы.

Мы бизнес наоборот стали меньше проверять. Ушли от плановых проверок, прекратили приходить в компании с целью оштрафовать. IT-система налоговой позволяет отслеживать поступления от конкретных налогоплательщиков по всей Украине. Если мы видим, что компания своевременно платит налоги – то мы туда с проверкой вообще не пойдем. Если же система показывает какой-то ненормальный результат деятельности – значит в этом бизнесе что-то не так, такое предприятие мы обязательно проверим.

Впрочем, в регионах еще возможны внеплановые проверки бизнеса. Бороться с косностью столь огромной системы довольно проблематично.

Как налоговая борется с незаконным возмещением НДС? У ваших предшественников это выходило не слишком хорошо.

С помощью все той же IT-системы налоговой – кстати, достаточно продвинутой информационной системы. У нас разработаны критерии, которые дают возможность выловить т.н. "рисковые предприятия" – тех, кто, возможно, незаконно "раздувает" и возмещает НДС. Эти компании мы фильтруем, поскольку не все из них действительно этим занимаются. Затем выясняем всю цепочку от "ямы" до выгодополучателя – а дальше привлекаем людей в погонах.

Все это занимает иногда по несколько недель. Но по старой процедуре занимало месяц-два – в результате налоговая просто не успевала "добежать" до нарушителей. Пока доходили до конца преступной цепочки компания ликвидировались.

Мы много времени и ресурсов потратили на то, чтобы изменить методику вылавливания подобных схем. Но менять ведь нужно вместе с людьми, а их приходится заменять по ходу работы. По большому счету, чтобы квалифицированно подойти к вопросу борьбы со схемами по НДС, нужно полностью реструктуризировать департамент аудита, чем мы сейчас и занимаемся: на сегодняшний день в нашей аудиторской службе не заполнено 2000 вакансий.

Увольняете или люди сами уходят?

По собственной воле уходит мало кто. Особенно из тех, кто прикрывал преступные схемы. Такие пытаются уйти на больничные, в длинные отпуска. Некоторые даже судятся с нами (по поводу законности увольнения – Фокус).

Много тех, кто пытается избежать увольнения подобными методами?

Несколько десятков. Замена людей – это очень непросто. Чистка кадров ускорится вместе с переформатированием Налоговой из министерства в фискальную службу – туда перейти смогут не все.

Сколько специалистов из нынешних 60 тыс. налоговиков вообще останется работать в Государственной фискальной службе?

Существенно сократить количество сотрудников мы сможем только после реформы налоговой системы. При существующей налоговой системе много времени и человеческих ресурсов расходуется на администрирование большого количества налогов, бумажную волокиту, хождение по кабинетам.

Когда будет реализована налоговая реформа и в чем она будет заключаться?

Не ранее конца 2015-го. Основные задачи – упрощение системы налогообложения. В том числе – за счет уменьшения числа налогов.

Налоговую нагрузку планируете уменьшить?

Проблема нашей налоговой системы не в нагрузке, она по сравнению со странами ЕС не так уж велика. Проблема – в отсутствии прозрачного системного администрирования.

81% налоговых поступлений в бюджет дают всего четыре налога: НДС, подоходный, единый соцвзнос (ЕСВ) и акцизы. Все остальные, повторюсь, лишь раздувают штат налоговой, а крупный плательщик должен подать не менее 40 деклараций и отчетов за год!

Сейчас мы усиленно работаем над упрощением администрирования НДС, над тем, чтобы возмещение было автоматическим – но чтобы незаконное возмещение при этом было бы полностью ликвидировано.

Другая наша задача – нарастить налоговые поступления от "потребительских" налогов, поскольку украинская экономика в большой степени зависит от внутреннего потребления. Речь об НДС, таможенных сборах, акцизах. Вероятно, мы даже снизим ставки по ЕСВ, – компенсировав это более грамотным администрированием НДС и изменением ставок акциза.

Реализация этой идеи явно зависит не только от налоговой. Взаимопонимание с коллегами удается находить?

Со скрипом, но в целом да. Я, к примеру, хотел бы реализовать реформы вместе с Минюстом и Министерством регионального развития, поскольку часть собранных налогов должна расходоваться локально. Для этого ответственность налоговиков на местах должна быть выше, они должны больше сотрудничать с местными властями на уровне мэров и губернаторов.

Что за минувшие три месяца сделать так и не удалось?

Я бы хотел, чтобы мы быстрее двигались в борьбе с преступными схемами формирования налогового кредита по НДС. Не принят закон по налоговому компромиссу (амнистия для компаний, ранее занижавших налог на прибыль, либо возмещавших НДС фиктивно – соответствующий законопроект находится в ВР – Фокус). В разработке – новая система администрирования НДС и законопроект о внедрении кассовых аппаратов на бытовую технику и ювелирные изделия. Это тоже части борьбы со схемами формирования фиктивного налогового кредита.

Что вам далось сложнее всего за эти месяцы?

Как человеку из бизнеса мне было тяжело перестроиться на работу в государственной машине и выжить в ней. Но пока, как видите, выживаю и даже результаты показываю. Но здесь очень много политики, кулуарной игры. Это мешает.

Беседовала Елена Шкарпова, Фокус