Бегство от гривны. Как устроен теневой валютный рынок в Украине
И почему там без особых проблем можно купить доллары по рыночному курсу
На пачку, состоящую из сотни купюр с профилем Тараса Шевченко, еще прошлой осенью можно было вдвоем слетать на недельку на греческие острова, этой весной — в Египет. Сейчас хватит разве что на небольшой автобусный тур по соседней стране. Этой пачки еще зимой было достаточно для того, чтобы залить 15 полных баков топлива А-95 моего авто. Сегодня такая кипа банкнот успешно растворяется в 9 баках емкостью 60 литров.
В 2014 году Украина с головой окунулась в водоворот 90-х годов. То есть в те времена, когда, возвращаясь домой с получкой, ты подумывал: "А не прикупить ли доллары, чтобы полученного хватило до следующей зарплаты?".
С начала года девальвация уже составила 80%. Причем через транспортные расходы, импорт и общие потребительские настроения она стимулирует инфляцию, которая по итогам года составит никак не меньше 20%.
"Те, кто скупают валюту по завышенному курсу, очень пожалеют", — сообщила 12 августа с высокой парламентской трибуны председатель НБУ Валерия Гонтарева. Однако пожалели как раз другие. Те, кто не купил: ведь с тех пор доллар подорожал еще на 20%.
Наличная кардиограмма
Экономика у нас рыночная — все продается и покупается. Но по той цене, на которую согласны обе стороны сделки. В противном случае начинаются ухищрения.
В конце августа НБУ решил покончить с девальвацией и объявил, что курс будет загнан в коридор 12,50–13 UAH/USD. Даже соответствующие решения принял: уменьшил норму открытой валютной позиции банков, ввел обязательную продажу не только всей выручки экспортеров, но и перечислений "заробитчан" из-за рубежа. Рыночного эффекта этих шагов хватило на первую неделю сентября. А затем курс 12,90 в банковских окошках остался, а инвалюта пропала. Рынок посчитал, что она стоит дороже, а новых мер регулятор не предложил.
Правда, неделю назад по команде НБУ банки поставили курс продажи уже на уровне 13,50 UAH/USD. Но ситуация не изменилась — на межбанке он значительно дороже. Поэтому и появляется американская валюта лишь в отдельных госбанках с утра и, хотя продается по $150–200 в руки, тут же напрочь выметается из касс.
Весь сюрреализм ситуации подчеркивают котировки евро в тех же банках. Евровалюту украинские банки официально предлагают по 19–19,40 гривны. В пересчете по кросс-курсу международного рынка это означает 14,70–15 гривен за доллар США. Любопытно, что именно по такой цене "зеленые" сейчас можно купить на черном рынке.
- Читайте также: Неуловимый доллар. Как НБУ и Порошенко спасали гривну
Черный рынок, к сведению сотрудников Национального банка, это уже давно не базар и не сомнительные личности, толкущиеся у киевского универмага "Украина" или "Детского мира". Это комнатки, оборудованные компьютером, калькулятором, машинкой для подсчета банкнот, столом и стулом. Тут, как правило, есть сейф. А еще диван, чтобы кассир, работающий подчас 24 часа в сутки, мог отдохнуть в ожидании клиента.
Это украинский FOREX-24/7, работающий обычно под вывеской "Оптовый обмен валют" при ночных клубах, выставочных салонах, магазинах штор и даже в виде окошка в стене обычного жилого дома. На ценниках — курсы, мало отличающиеся от банковских. Но купить доллар по 13,50 там нельзя. Пароль прост: позвонить по телефонам, которые приводятся на многих финансовых сайтах. И вам сообщат обменный курс, по которому проведут операцию. Скажем, мои 10 тыс. гривен признаются не очень крупной суммой, но их готовы забрать в пятницу, 19 сентября, по 14,50 UAH/USD. И это оказывается выгодно, так как уже на следующей неделе оптовые обменники готовы расстаться с долларом в обмен на мою горячую гривну по 14,80–15.
Без квитанций и быстро. Как правило, честно
Моему знакомому Володе на вид около 35. В прошлой жизни он работал торговым представителем, затем страховым агентом, еще позднее — финансовым аналитиком в компании по управлению активами. Типичный мужчина, умеющий вертеться. По его словам, сегодня его семью всецело кормит теневой валютный рынок.
"Могу ли я поменять миллион гривен? Сходу нет. Нужно где-то часа два-три, чтобы такое кассовое подкрепление привезли. Да и такой заказ мы лучше клиенту прямо в офис привезем", — объясняет меняла стандарта 2014 года. По словам Володи, спрос на валюту большой: в будний день звонят каждые десять минут. "Но не думай, что никто не сдает. Людям нужно делать крупные покупки, за что-то платить, вот они и сбрасывают доллары и евро нам. Сегодня принимаем значительно дороже банков", – говорит валютчик.
Оптовые обменные пункты нередко работают в статусе негласных филиалов банков, поскольку надо обеспечивать кассовое подкрепление каждой такой точки, через которую в день может пройти миллион долларов. Где Володя берет валютный излишек, не признается. Но канал известен: официальные банковские кассы.
Возможно, еще есть банки, где руководство закрывает глаза на то, как их клерки скупают десятками и сотнями тысяч валюту по льготному курсу. И потом удивляется убыткам. Но, как правило, все делается с ведома начальства. Руководство банков включилось в эту игру под условным названием "как бы стабильный курс" и строго наказывает своих сотрудников, если вдруг выяснится, что какая-нибудь инвалюта была продана дешевле, чем на межбанке. Могут лишить премии, а могут и вовсе вежливо попросить из учреждения, принудив компенсировать убытки. Поэтому улыбчивая кассир, качая головой, нежно скажет: "Валюты нет".
Но купить доллар через банковские кассы можно. Для этого знакомые сотрудники финучреждения оформляют продажу американской валюты по заявленному курсу плюс добавляют пару квитанций о других валютообменных операциях, скажем, по покупке евро по кросс-курсу. Долго, с бумажной волокитой, но обычно получается дешевле, чем в "оптовой обменке".
В оптовом обменном пункте нет квитанций. Здесь не надо платить полпроцента сбора в Пенсионный фонд (введение этого сбора стало благодатной средой для ренессанса черного рынка, прежде специализировавшегося исключительно на обналичке). Деньги тщательно пересчитываются на твоих глазах, а вся операция валютообмена длится пару минут. Может зайти обычный человек с улицы — проверяющих здесь, похоже, не боятся.
На вопрос о борьбе с черным рынком Валерия Гонтарева отвечает, что это не сфера ее ведомства: "Вы хотите, чтобы мы закрыли банки, которые занимались отмыванием, и при этом еще и ликвидировали черный рынок? Думаю, что это задача не НБУ, а парафия милиции, прокуратуры, СБУ". Именно представители этих структур, как правило, и стоят за "оптовыми обменками".
Периодические рейды с целью их закрытия — лишь видимость борьбы с этим явлением. Плюс изредка передел собственности.
"Догнаться" комиссией
В полдень 23 сентября в здании НБУ было тесно. Президент, члены Кабмина, правление Нацбанка в полном составе, а также банкиры и экспортеры собрались на представительное совещание. Единственный вопрос в повестке дня — как заставить друг друга рассчитываться по курсу 12,95 UAH/USD. НБУ пообещал масштабные интервенции, экспортеры — продавать побыстрее валютную выручку, банкиры — не спекулировать на курсовой разнице. На следующий день на межбанке к закрытию торгов доллар подешевел с 14,9 до 13,20 UAH/USD. Черный рынок свои ценники переписывать не спешит: ждет, насколько масштабными окажутся интервенции Центробанка. Не вербальные, а материальные. То есть долларовые.
- Читайте также: Как затронут украинцев валютные новшества НБУ
Доказывая, что ключевые сделки на рынке проходят по умеренному обменному курсу, Национальный банк не просто включается в общий сюрреализм рынка. Он фактически позволяет теневому рынку определять курсообразование в стране.
"У нас ежедневный оборот межбанковского валютного рынка сегодня около 200–300 млн долларов, из которых большая часть клиентов закрывается внутри банка по 12,90. Да, есть 48–50 млн межбанка, и какая-нибудь смешная сделка на сумму 50 тыс. долларов, происходящая по курсу 14,80, приводит к тому, что весь рынок гудит о том, что котировки находятся на уровне 14,80", — поясняет Гонтарева. "Мне плевать, какой там сегодня официальный курс НБУ. Мне важно, почем я сегодня смогу купить", — парирует директор компании, занимающейся выездным туризмом.
Действительно, сегодня основу ежедневного оборота на валютном рынке составляют внутрибанковские транзакции. То есть свой спрос на валюту импортеры удовлетворяют за счет того, что готовы продать экспортеры. И лишь небольшой излишек выносится на открытый межбанковский рынок. "Формально валюта внутри банка покупается по курсу, о котором договариваются на своем еженедельном совещании руководство НБУ и теперь уже 50 крупнейших банков, — 12,90–13 UAH/USD". Однако клиенты, желающие приобрести валюту, сталкиваются с необходимостью заключения с банком дополнительного соглашения, что они готовы уплатить комиссию от 0,3 до 30%. Как показывает практика, эта комиссия как раз и "добивает" курс до рыночного.
И такая ситуация устраивает регулятора и собственников банков по одной важной причине: в случае дальнейшей девальвации надо наращивать уставные капиталы банков. А при номинально стабильном курсе такой острой потребности вроде как и нет.
Девальвацию можно остановить
Макроэкономические расчеты, сделанные по шаблону мирного времени, показывали, что Украине достаточно провести девальвацию с 8–8,20 до 10,70–10,90 UAH/USD, чтобы получить бездефицитный платежный баланс. Более поздние подсчеты НБУ показывали, что такой баланс возможен в коридоре 11,50–11,90 UAH/USD.
Однако последние два месяца сильно изменили ситуацию. Войну на востоке Украина не выиграла, а отправившееся в полном составе на выборы правительство щедро увеличивает расходы госбюджета. При этом экономика падает, а недостача доходов бюджета уже измеряется миллиардами. В первую очередь не платит Донбасс. Возможно, скоро это будет выглядеть как репарация.
По итогам семи месяцев года сводный дефицит платежного баланса Украины, по данным НБУ, превышал $4 млрд. Кроме того, МВФ полагает, что "дыра" в государственных финансах в случае реализации пессимистического сценария (а мы по нему идем) составит 11% ВВП. А это около $13 млрд.
- Читайте также: Житие гривны. Цифры и факты, о которых вы могли не знать
Если бы Украина в этом году получила $17 млрд внешнего финансирования, то речь бы наверняка шла даже об умеренной ревальвации и возвращении курса к расчетно-идеальным величинам. Однако внешние кредиторы в этом году готовы выделить лишь $10–11 млрд (около $7 млрд уже поступило). Поэтому правительство и НБУ предложили Международному валютному фонду либо нарастить объем программы stand-by, либо ускорить выделение траншей. Пока МВФ лишь разрешил Нацбанку тратить валютные резервы.
Впрочем, министр иностранных дел Павел Климкин, находящийся в Вашингтоне, уверяет, что Киев ведет переговоры с МВФ о пересмотре программы финансовой помощи с учетом потребностей Донецкой и Луганской областей. "Переговоры идут. Программа помощи МВФ сама по себе очень хороша и важна для полной стабилизации всей украинской экономики. Но также стоит иметь в виду, что развитие событий вокруг Донецка и Луганска не принималось во внимание в тот момент, когда шел процесс выработки, переговоров и утверждения программы", — заявил Климкин.
В целом ситуация с перемирием в Донбассе только усиливает неопределенность. Падение промышленности в Донецкой области превысило в августе 50%, в Луганской области достигло 85%. Если предположить, что эти мощности вновь заработают, будет ли экспорт оформляться таможенными органами Украины и будет ли валютная выручка проходить через украинские банки? Хорошо, если да. Но рынок сегодня находится во власти пессимистических настроений и закладывает в курсообразование любые негативные ожидания, крайне вяло реагируя на позитивные известия. Тем более что НБУ шарахается из огня да в полымя: то сообщает о свободном курсообразовании, то вводит жесткие административные ограничения.
Похоже, сейчас Нацбанк выбрал третий вариант стратегии на валютном рынке — гибридный. Во-первых, будут регулярно проводиться голландские аукционы (то есть удовлетворение самых дорогих заявок и изъятие с рынка самой горячей гривны), на которых каждую неделю НБУ готов отдавать до $400 млн. Во-вторых, введены ограничения по продаже валюты в одни руки на уровне 3000 гривен (эффективность этого нововведения будет очевидной, когда в кассах банков появится валюта). В-третьих, чтобы стимулировать поступление валюты в страну, Нацбанк снизил норму обязательной продажи экспортной выручки до 75% и снова разрешил снимать деньги гастарбайтеров в валюте. Кроме того, не исключено, что Институтская таки решится запретить досрочное изъятие депозитов или, по крайней мере, еще больше ужесточит условия возврата валютных вкладов. Если ничего не изменится геополитически, то за несколько недель панический спрос удастся погасить. Аккурат к выборам в Раду 26 октября.
Впрочем, это не значит, что девальвация не разгорится с новой силой после избирательной кампании. Особенно с учетом необходимости любой ценой закупать топливо для отопительного сезона.