Как украинский стартап Hashtago открыл новое направление маркетинга

Украинский стартап достиг успеха за рубежом — компания Hashtago фактически оказалась у истоков хештег-маркетинга

Украинские программисты очень ценятся за рубежом, но этого нельзя сказать про украинские стартапы — инновационные высокотехнологичные проекты, которые обычно реализуются группой единомышленников и привлекают инвестиции от специальных венчурных фондов "под идею", еще до ее воплощения.

В Украине пока только протаптываются тропы, по которым украинские стартап-команды смогут добираться в офисы потенциальных инвесторов из Кремниевой долины. Обычно наиболее показательным называют пример киевской компании Viewdle, занимающейся распознаванием лиц на изображениях: она привлекла первые деньги в 2008 году, а в 2012-м была куплена Google и вошла в его состав. Эксперты оценили сумму сделки в $30–45 млн.

В прошлом году появилась еще одна успешная компания, которая уже прошла половину пути Viewdle и через 2–2,5 года может быть так же дорого продана мировым корпорациям. Это Hashtago, создавшая платформу для управления рекламными и маркетинговыми кампаниями в социальных сетях на основе хештегов — знакомых многим ссылок, начинающихся со знака #.

Страсти по айфонам

История успеха этой идеи тесно связана с прошедшей год назад в Киеве международной IT-конференцией IDCEE — крупнейшем в Восточной Европе мероприятии на рынке венчурного бизнеса. CEO Hashtago Андрей Литвин уже имел опыт участия в IDCEE, поскольку годом ранее представлял там другой свой проект — TshirtAbout.Me, сервис печати футболок с Facebook-профилем пользователя. Присмотревшись к тому, что происходит на подобных ивентах, он пришел к выводу, что главное правильно презентовать стартап. Компания решила на деле показать, как работает ее сервис.

"Вместо графиков и диаграмм специально для IDCEE 2013 мы провели hashtag-кампанию "Используй хештеги #idcee2013 и #hashtago, чтобы выиграть iPhone 5", — рассказывает Литвин. Прием с розыгрышем айфонов считается одним из самых банальных в маркетинге в социальных сетях (SMM). Но он сработал, поскольку остальные участники выставки не сделали и этого. Возле стенда возник ажиотаж, и на это обратили внимание модераторы, представители СМИ и, главное, зарубежные участники конференции.

На IT-конференциях хорошую идею можно легко превратить в успешный бизнес-проект — инвесторы являются завсегдатаями таких мероприятий

Такое внимание Hashtago считает одним из факторов, которые помогли ей получить звание Best Ukrainian Startup 2013, а позже — право на участие в стартап-акселераторе от индийского фонда GSF (Global Technology Foundation): в специальном 12-недельном путешествии по Индии, Сингапуру, США и Канаде, включающем лекции бизнес-гуру и презентации проектов перед инвесторами.

На конференции IDCEE 2014, которая состоится 9–10 октября в НСК "Олимпийский", Андрей Литвин уже выступит в роли опытного эксперта, который будет не только презентовать свой продукт и искать клиентов, но и рассказывать историю своего успеха.

С чем едят хештеги

Проект Hashtago начался с того, что Литвин и несколько его друзей устроили брейн-сторм: какие инструменты в SMM сейчас востребованы больше всего и как объединить маркетинговые кампании, проводящиеся сразу в нескольких социальных сетях. "Сам момент рождения идеи — это случайность: во время разговора по скайпу с товарищем мы вдруг осознали силу хештегов как инструмента социального маркетинга", — рассказывает Литвин.

Было решено создать сервис, позволяющий компаниям отслеживать, как часто завсегдатаи соцсетей используют те или иные хештеги, управлять своими кампаниями, основанными на этом инструменте, определять лидеров мнений и так далее. "С Hashtago больше не нужно запускать рекламные кампании в каждой социальной сети отдельно, процесс упрощается до нескольких простых шагов", — объясняет бизнесмен.

По сути, компания открыла отдельное направление — хештег-маркетинг. Хотя сам Литвин говорит, что пока этот канал коммуникации между продавцом и потребителем еще не сформировался до конца. "К 2015 году 75% рекламы (принт, tv, online) будет содержать хештег вместо ссылки на веб-сайт (сейчас чуть более 50%). Так что у хештег-маркетинга как самостоятельного канала все еще впереди", — прогнозирует Андрей.

В первые три месяца Литвин собирал команду. Началось общение с потенциальными клиентами и инвесторами.

Равнение на первопроходцев

Простота и уникальность идеи с хештегами заинтересовала многих инвесторов, работающих на отечественном рынке. Вначале в стартап решил инвестировать американско-украинский бизнес-инкубатор Happy Farm, который занимается поиском и коммерциализацией новых технологий в сфере IT. Потом состоялся уже упомянутый IDCEE, принесший проекту кроме звания лучшего украинского стартапа года еще и премию в 3 тыс. евро. Тогда же проект получил грант в $30 000 от фонда GTF, а позже — еще одну инвестицию от российского венчурного фонда Imperious Group.

Вскоре у компании появились первые клиенты. В подобного рода бизнесе их можно привлекать даже тогда, когда проект еще не работает. Менеджеры компании связывались с продавцами товаров и услуг, объясняли, зачем им может понадобиться управление хештегами, предоставляли определенную аналитику в рамках тестирования своего сервиса. В результате сейчас уже более 160 компаний готовы стать полноценными клиентами Hashtago — от малого локального бизнеса до больших предприятий.

Но понимание, что проект выстрелил, пришло к Литвину, по его словам, только этим летом в Нью-Йорке, после пятого дня презентаций проекта в рамках поездки GSF, когда слушатели весьма благосклонно приняли тестовую версию его аналитического инструмента.

Ну а пока руководство ездило по миру и училось, команда заканчивала разработку продукта. Его публичную версию Литвин намерен презентовать на веб-саммите в Дублине 4–6 ноября и привлечь еще больше клиентов. Для таких проектов это очень важно — инвесторам необходимо показать, что работа востребована. Ведь хотя их идеи и уникальны, но услуги, которые они предоставляют, касаются лишь небольшого сегмента маркетинговых исследований. Чаще всего подобные проекты недолго существуют самостоятельно: их покупает стратегический инвестор, который дает проекту не только деньги, но и свою мощную базу клиентов. В случае Hashtago это может быть одно из крупных мировых аналитических агентств, которые предоставляют услуги веб-аналитики. В компании допускают такую продажу через 2–2,5 года.

Так или иначе, Hashtago уже можно считать очередным украинским проектом, достигшим успеха на мировом уровне. "Восточная Европа пока отстает, случаи успеха — редкость. Поэтому на ближайшем IDCEE мы будем приободрять коллег, делиться опытом, чтобы каждый из них попытался ковать свое счастье" — резюмирует Андрей Литвин.