Реальные зарплаты в России упали впервые за пять лет
Российские эксперты рассмотрели причины и последствия плохих показателей Росстата
Сентябрьская порция данных Росстата показала дальнейшее угасание внутреннего спроса во входящей в рецессию экономике и падение реальных зарплат в РФ, пишет "Ведомости".
Последний раз они падали в ноябре 2009 г., отмечает Дмитрий Полевой из ING. Реальные зарплаты сократились на 1% к сентябрю 2013 г., при этом Росстат существенно пересмотрел показатель за август: вместо роста на 1,4% — спад на 1,2%.
Помимо скачка инфляции, основным фактором падения стала остановка роста номинальных зарплат, а в некоторых рыночных секторах — и их сокращение, говорит Игорь Поляков из ЦМАКП: "Поэтому минус 1% не удивляет — мы просто перешли через ноль".
В бюджетном секторе рост зарплат существенно замедлился из-за высокой базы 2013 г., когда происходила основная индексация. Проект бюджета на 2015 г. предполагает приостановку реализации майского указа президента по зарплатам бюджетного сектора: они будут индексированы на уровень прогнозируемой инфляции — на 5,5% (примерно вдвое ниже прежнего плана), т. е. в реальном выражении их рост будет нулевым.
Хотя росту реальных доходов в сентябре удалось остаться в плюсе (0,6%), вполне вероятно, они вскоре также последуют в негативную зону, полагает Полевой.
Реальные доходы в Сибирском, Уральском и Дальневосточном округах упали уже по итогам января — июля (последние данные), указывает Поляков. Он тоже ожидает дальнейшего "ползучего" сокращения доходов, что отразится на потребительском поведении, сбережениях и в конечном итоге на уровне жизни.
Инвестиционный спрос продолжил падение, темпы которого в сентябре ускорились до 2,8% (после 2,7% в августе и 2% в июле к тем же месяцам 2013 г.). За три квартала инвестиции сократились на 2,5%.
- Читайте также: Bank of America сменил прогноз стагнации в РФ на рецессию
Падение реальных зарплат и замедление розницы убьют рост потребления, которое, вполне вероятно, в ближайшие месяцы начнет падать.
Рост розницы к III кварталу замедлился до 1,4% с 1,9 и 3,6% во II и I кварталах соответственно и был втрое меньше, чем в III квартале прошлого года. В сентябре рост продаж немного ускорился (до 1,7% с 1,4% в августе к тем же месяцам 2013 г.), но это не изменило общей траектории последовательного торможения розницы.
Это ускорение — "оптическая иллюзия", обусловленная сравнительной базой (снижением темпов роста в сентябре 2013 г.), считает Полевой. Другим фактором могла стать девальвация, подтолкнувшая потребителей увеличить покупки импортных товаров. Сентябрьское повышение продаж было полностью обеспечено непродовольственной розницей.
Оборот продовольственного ритейла падает пятый месяц подряд с мая, в итоге нулевой рост во II квартале сменился спадом на 0,4% в третьем, в том числе в сентябре падение ускорилось до 0,5% с 0,2% в августе. Спад обусловлен ускорением роста розничных цен на продукты, к сентябрю ставшим почти двукратным к уровню прошлого года (11,4% против 6,3% в сентябре 2013 г.), и, как следствие, сокращением их потребления низкодоходными группами населения. Повлияли также законодательные ограничения на продажу алкоголя и табака.
- Читайте также: Экономического спада в Еврозоне не будет, - Баррозу
Ускоряющаяся инфляция производителей продовольственных товаров поддерживает рост розничных цен. По итогам трех кварталов, темп роста цен в пищевой промышленности более чем утроился (7,1% против 2,2% к январю — сентябрю 2013 г.), ускорение продолжилось и в сентябре (до 10,4% с 10,3% в августе), несмотря на ускорение роста выпуска продовольствия.
Объявленный правительством запрет на импорт из ряда стран способствовал, с одной стороны, частичному импортозамещению в производстве сыров, мяса, соков, с другой — повышению цен из-за удорожания сырья. Помимо этого аналоги местного производства или импортированные из других стран часто хуже запрещенных товаров, отмечает Вахитов: спад продовольственной розницы скорее всего продолжится.
За три квартала общий товарооборот розницы увеличился на 2,3%, замедлившись в сравнении с январем — сентябрем 2013 г. более чем в 1,5 раза (с 3,9%). В двух федеральных округах из восьми — Сибирском и Уральском — с мая происходит спад розничных продаж.