Сомнительный курс: что ждет гривну в следующем году
12 или 24? Какой курс гривны можно ожидать в следующем году?
Курсовая истерия накрыла Украину еще весной. Паника началась уже тогда, когда курс перевалил за 10 грн. Изначально эта новость ударила по тем, кто платил валютные кредиты и держал свои сбережения в гривне. Однако вскоре падение гривны ощутили на себе все без исключения украинцы – цены начали расти не по дням, а по часам, а зарплаты в связи с падением экономики в целом никто и не собирался поднимать. Однако вскоре с периодичностью в дни и недели СМИ начали пестрить заголовками о все новых и новых исторических минимумах курса гривны. Уверенность в том, что будет на следующий день с национальной валютой, практически испарилась, пишет UBR.
Еще в апреле экс-министр экономики Владимир Лановой заявлял, что курс гривны на тот момент и ее стремительная девальвация – далеко не конец и вскоре за доллар украинцы будут платить 15-20 грн. Его слова, к сожалению для многих, оказались очень правдивыми.
Ни уверенности, ни оптимизма
"Если вы читали прогнозы международных и отдельных структур, пока никто не планирует, что 2015 год будет годом экономического роста. Дискуссия ведется о том, каким может быть падение ВВП. Называют разные цифры: что в этом году будет падение 10%, в следующем году может быть 5%, то есть какой-то положительный тренд есть. Есть еще разговоры о том, что в следующем году, возможно, не будет такой высокой девальвации. На слуху также прогноз, что в следующем году девальвация будет 17-18%. Это возможно, хотя вероятность такая не 100%", – делится мыслями президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
В целом же, по мнению эксперта, уверенности нету ни в чем: курс в следующем году может быть от 12 до 24. "Вся беда в том, что слишком сложно прогнозировать курс доллара на следующий год по той просто причине, что на него влияет слишком много факторов: начиная от правительства, от главы НБУ, министра финансов, конечно, от нашей внешней торговли, от взаимоотношений с Европой, с Россией, Китаем и вообще от общих ожиданий бизнеса. Если, например, в 2015 году правительство, которое будет сформировано, даст гарантии нашим крупным бизнесменам, что не будет передела собственности, не будет очередной реприватизации, переприватизации и т.д., есть большая вероятность, что валюта начнет возвращаться в Украину", – считает г-н Охрименко.
Как и ранее, эксперты приходят к тому, что объективный курс гривны, при котором она была бы и не переоценена, и не недооценена, – 9-10 грн. А то, что мы имеем несчастье наблюдать сейчас, не что иное, как критическая точка, которая может смещаться еще дальше к отрицательному показателю, если необходимые меры не будут предприняты.
"12 - это уже был критический курс. Все понимали, что с учетом объективных факторов, военных действий, он мог бы опуститься до 12 за доллар. Все, что ниже, с моей точки зрения, это просто результат непрофессиональных действий центрального банка, который не предпринял своевременно необходимых мер, в том числе и тех, которые сейчас он пытается предпринимать, – утверждает заведующий сектором исследований глобальной экономики Национального института стратегических исследований Александр Шаров. – Была такая идея, она озвучивалась, – чрезвычайное банковское законодательство. То есть мы должны понимать, что мы сейчас находимся в ситуации не просто экономики, а, я бы сказал, атономики – военной экономики. И она требует чрезвычайных действий. Но эти чрезвычайные действия не должны быть в стиле ЧК. Даже в рамках существующего законодательства можно было бы принять меры, которые бы ограничили и побег депозитов, и так называемые спекулятивные колебания".
В то же время эксперт констатирует, что, опираясь на расчеты отдельных учреждений и экспертов, которые на этом узко специализируются, курс действительно может упасть даже до 24 грн за долл. "Только давайте не будем так: из института сказали, что он упадет, – предостерегает г-н Шаров. – Просто мы подчеркиваем, что при такой политике он может падать неограниченно, а потом может вернуться обратно. Собственно из-за того, что у нас нет четкой монетарной политики. Уже даже звучало сравнения, что центральный банк - это филиал Министерства финансов. То есть, кто отвечает за этот курс? Каким он должен быть?".
Также важная проблема, стоящая на пути стабилизация курса – практически отсутствие рынка, считает эксперт: "Рынок предполагает определенные структуры, определенные институты, определенные инструменты, например инструменты хеджирования валютных рисков. У нас их нет, и в центральном банке до сих пор считают, что и не нужно".
"Мы исходим из того, что курс где-то остановится, но это при условии, что власть прислушается к определенным предложениям", – говорит Александр Шаров. Однако, по его мнению, даже если необходимые действия все же будут, курс остановится примерно на тех позициях, которые есть сейчас. В случае игнорирования реальных проблем рынка даже именитые эксперты не готовы с уверенностью утверждать, как глубоко и надолго упадет наша национальная валюта.