Что заставит украинцев больше общаться
В трудные времена люди склонны больше общаться друг с другом. Поэтому для операторов связи и интернет-провайдеров 2009 год будет не таким уж трудным
Хотя кризис и заставляет людей экономить на всем, есть товары и услуги, спрос на которые во время экономического спада не только не уменьшается, но даже возрастает.
– Что делает человек, когда теряет работу? – рассуждает директор по развитию бизнеса телекоммуникационной группы Vega Константин Колесов. – Он начинает звонить знакомым, рассылать резюме, то есть активно пользоваться услугами связи.
Его точку зрения разделяют многие эксперты. По их мнению, рынок связи подвержен кризису в меньшей степени, чем остальные отрасли. Более того, причинами для роста этого бизнеса станут именно проблемы в других сферах деятельности.
Бегство в сеть
– Потребность людей в телекоммуникационных услугах никуда не денется, – уверяет Константин Колесов. – Многие уволенные сотрудники интеллектуальных специальностей уже работают дома в режиме фриланс и активно пользуются интернетом и телефоном для зарабатывания денег.
Конечно, не все так радужно: компании-провайдеры отмечают сокращение темпов прироста новых пользователей. По словам руководителя PR-отдела компании "Воля" Алины Сигды, если ранее этот показатель достигал 20–25% в год, то сейчас рост будет существенно меньше.
– Однако при этом следует отметить, что потребление трафика растет. Соответственно, можно говорить о том, что интернетом стали пользоваться значительно чаще и больше. Об этом свидетельствует не только наша статистика, – сказала она Фокусу.
К пользованию интернетом многих подтолкнет снижение доходов. По мнению Константина Колесова, когда люди будут ограничены в средствах, они станут активнее пользоваться возможностями сети для развлечений, общения и получения информации.
– К примеру, один поход в кинотеатр всей семьей обойдется дороже, чем месячная абонплата по безлимитному тарифу, – объясняет эксперт.
"Аренда 1 кв. м в центре города обходится как месяц обслуживания одного сервера. А удаленная работа сотрудников дает возможность отказаться от аренды как минимум 3 кв. м на каждого"Сетевая командировка
Больше пользоваться интернетом украинцы станут не только в развлекательных целях. Ведь именно с помощью телекоммуникационных услуг крупные компании могут оптимизировать свои затраты в других сферах. Например, можно внедрить практику интернет-конференций, отказавшись от дорогостоящих междугородних и зарубежных командировок. Или активнее использовать электронную почту вместо более дорогих курьерских услуг.
Большую популярность приобретет и организация удаленной работы сотрудников – так называемый виртуальный офис. Алина Сигда объясняет это тем, что в условиях жесткого управления затратами многие компании понимают, что таким образом можно сократить свои расходы на аренду помещения.
– Для сравнения: аренда одного квадратного метра в центре города обходится как месяц обслуживания одного сервера с выделением его в пользование, то есть примерно в 300–400 грн. А организация удаленной работы сотрудников дает возможность отказаться от аренды как минимум трех квадратных метров на каждого из них, – рассказала она Фокусу.
В данном случае каждый сотрудник имеет возможность работать у себя дома, без конкретной географической привязки, имеет доступ к корпоративной почте, файлам, обороту документов. Поэтому более популярными станут услуги хостинга корпоративных ресурсов. Вырастет спрос и на услуги операторов связи третьего поколения, которые смогут предоставить высокоскоростное подключение в интернет.
Время общаться
Аналитики не раз заявляли, что мобильная связь является одной из наиболее защищенных от кризиса секторов в сфере услуг и что на ней люди будут экономить чуть ли не в последнюю очередь.
– Действительно, психологи говорят, что в экстремальных ситуациях, к которым можно отнести экономический кризис, люди склонны общаться больше, – сказали Фокусу в компании "Киевстар". – Это закономерно: так легче пережить сложные времена и совместно найти выход из трудного положения.
Тем не менее в компании затрудняются давать какие-либо конкретные прогнозы. Ведь из-за снижения деловой активности корпоративные клиенты могут начать экономить на услугах связи. Например, установить определенные лимиты или сократить количество сотрудников, которым предоставляют мобильную связь.
Впрочем, эксперты делают оговорку: прогноз роста спроса на услуги телекоммуникационного бизнеса касается лишь крупных городов. В регионах, где доступ к интернету имеет ограниченное количество пользователей, люди будут искать другие способы получения информации или организации досуга. Например, необходимость искать работу подтолкнет их не к увеличению интернет-трафика, а скорее к покупке журналов с объявлениями о вакансиях.