Тренд: падение нефти дает шанс мировой экономике

Фото: Pete Souza
Фото: Pete Souza

Нефть будет дешеветь и дальше — возможно падение до уровня $40 за баррель. Это пойдет на пользу мировой экономике, зато России, Ирану, Нигерии и Венесуэле придется нелегко

После того как нефть на протяжении нескольких лет стоила $100–120, за считаные месяцы 2014 года котировки нефтяных фьючерсов скатились ниже $60. В инвестбанке Morgan Stanley считают, что падение продолжится. Остановить его можно лишь сокращением добычи, но на это не готовы страны ОПЕК, в первую очередь Саудовская Аравия.

Впрочем, настоящий виновник падения — Соединенные Штаты, которые совсем недавно импортировали нефть, а теперь стали нетто-экспортером. Сегодня только в Северной Дакоте и Техасе ежедневно извлекают из недр почти 8 млн баррелей сланцевой нефти. Та же Саудовская Аравия добывает лишь на 1 млн баррелей больше.

Глобальный ВВП вырастет

The Economist подсчитал, что снижение цен до $40 перераспределит около $1,3 трлн от нефтедобытчиков к потребителям. К примеру, средний американский автомобилист будет экономить в год около $800, что соответствует прибавке к зарплате примерно 2%.

Если сэкономленные деньги будут тратить, а не припрячут на черный день, глобальный ВВП вырастет. Больше всего — за счет больших стран-импортеров в Европе и Азии: Германии, Великобритании, Франции, Китая, Японии и т. п.

Больше всего снижение цен ударит по нескольким крупным нефтепроизводителям, которым, по выражению саудовского принца Турки аль-Файзаль аль-Сауда, нужен определенный уровень цен, чтобы поддерживать равновесие в экономике.

Не только убытки, но и сокращение доли

Это Венесуэла, Иран, Нигерия и Россия — в последних двух странах уже произошла масштабная девальвация.

В России и Иране склонны видеть в происходящем сговор американцев и саудитов. The Economist называет другую причину: в ОПЕК просто не хотят потерять свои позиции на нефтяном рынке. Большинство стран картеля имеют достаточно ресурсов, чтобы безболезненно пережить период низких цен.

Зато Россия, Иран, Нигерия и Венесуэла вслед за падением доходов могут потерять и долю на рынке. Себестоимость добычи там, как правило, выше $40 — соответственно, падение цен до этого уровня означает для их нефтяных компаний работу в убыток.