Маленькая вера. Что будет с гривной в 2015

Валерия Гонтарева / Фото пресс-службы НБУ
Валерия Гонтарева / Фото пресс-службы НБУ

Спасти нацвалюту могут реформы в госфинансах, помощь международных доноров и улучшение инвестиционного климата

Related video

В 2015-м "страсти по гривне" продолжатся. Большинство экономистов, опрошенных Фокусом, не исключают дальнейшего ослабления гривны в ближайшие месяцы, но уже начиная со второго полугодия 2015 года прогнозируют ее усиление.

Слабая гривна сейчас выгодна правительству — при больших валютных заимствованиях это позволяет увеличить государственные расходы в гривне. Но в перспективе ставка на ползущую девальвацию чревата новыми проблемами — гиперинфляцией, удорожанием обслуживания госдолга, что загоняет страну в новые кредиты.

Гипер­инфляция неминуемо ударит по электоральным рейтингам провластных политсил. Поэтому правительство и Нацбанк в итоге будут вынуждены принимать действенные меры для удержания курса гривны в рамках разумного.

Когда гривна может укрепиться

Укрепление гривны — очень оптимистический сценарий, для реализации которого Украина должна выполнить ряд условий. Наиболее очевидное из них — получение финансовой помощи от международных доноров.

"У НБУ практически не осталось золотовалютных резервов для поддержания курса гривны. К первому декабря ЗВР снизились до $9,96 млрд — это объем 1,7 месяца критического импорта (при норме в три месяца. — Фокус). Поэтому без мощной внешней поддержки может произойти обесценивание гривны до 25 UAH/USD", — опасается директор департамента инвестиционного банкинга компании Pro Capital Investment Игорь Лизогуб.

В первую очередь речь идет о получении плановых траншей МВФ, предоставление которых было отложено отчасти из-за невнятной позиции Киева относительно проведения ряда реформ. Если МВФ увидит, что бюджет на 2015 год учитывает требования относительно реформирования экономики, очередной кредит предоставит уже в начале года.

Плюс кредиты и финпомощь, уже обещанные другими западными институциями — Евросоюзом, Всемирным банком, ЕБРР и т. д., что автоматически снизит давление на нацвалюту. Но и этого уже может оказаться недостаточно — по разным оценкам, чтобы удержать гривну от дальнейшего обесценивая, необходимы дополнительные вливания в размере от $10 млрд до $20 млрд.

Внешнее финансирование — неотложная помощь для гривны. Для создания долгосрочных предпосылок укрепления нужны системные внутренние изменения — реформы, направленные на оздоровление экономики. Так, по мнению директора отдела аудита, руководителя отраслевой группы "Финансовые учреждения" аудиторской компании КПМГ в Украине Вадима Кунцевича, курс гривны стабилизируется вместе с повышением внутреннего спроса, увеличением ВВП и сокращением дефицита госбюджета.

Все завязано на газе

При этом дыру в госфинансах необходимо латать за счет урезания расходов, а не при помощи печатного станка, тиражирующего новенькие купюры, как это делалось в 2014-м. Например, по оценкам инвестаналитика Евгения Дубогрыза, только за четыре последних месяца Нацбанк напечатал около 100 млрд грн для компенсации убытков Нафтогаза. Это примерно треть денежной базы на конец лета.

С другой стороны, помощь гривне могут оказать и украинцы. Правда, для этого НБУ придется поработать над восстановлением доверия к банковской системе. В частности, оперативно при появлении массовых нарушений прав клиентов выводить с рынка неплатежеспособные учреждения, своевременно выполняя обязательства перед вкладчиками.

А сами украинцы тоже должны пойти на жертвы — смириться с повышением в несколько раз тарифов на газ, зато получить взамен стабильную гривну и умеренную инфляцию.

Такова плата за возможный отказ Нацбанка от финансовой поддержки убыточного Нафтогаза, вынужденного сейчас продавать домохозяйствам газ примерно вчетверо ниже рыночной цены. Иначе дорогой доллар и высокие цены на товары станут в Украине нормой.

И, наконец, непременное условие реализации позитивного сценария для гривны — локализация конфликта в Донбассе. Ведь тревожные сводки с фронта провоцируют спрос на инвалюту и, соответственно, ее подорожание. Правда, решение этого вопроса напрямую от руководства Украины и тем более от Нацбанка, к сожалению, не зависит.