Пенсии переходного периода. Что нового появилось в пенсионном законодательстве
Три главных изменения в пенсионном законодательстве после принятия Верховной Радой законопроекта №2212
Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения" был принят парламентариями 2 марта - с пятой попытки после внесения изменений. Фокус обратился к эксперту Центра экономических исследований и политических консультаций Виталию Кравчуку с просьбой прокомментировать основные положения документа.
1. Поэтапное повышение льготного пенсионного возраста для женщин и увеличение на пять лет страхового стажа для граждан, имеющих право на льготную пенсию.
- Это правильный шаг с точки зрения социальной справедливости. Граждане платят одинаковые взносы в Пенсионный Фонд, при этом есть различия в том, когда они получают право на пенсии. По моему мнению, льготы должны формироваться за счет профсоюзных или отраслевых фондов, которые позволяли бы получать более выгодные условия по пенсионному обеспечению, если пенсионных взносов было уплачено больше.
2. Работающие пенсионеры будут получать пенсии в размере 85% , но не меньше прожиточного минимума, установленного для граждан, потерявших трудоспособность (сегодня - 1423 грн).
Ожидается, что ограничения в пенсионной сфере помогут сократить расходы госбюджета на 3,9 млрд грн. Всего в Пенсионный фонд в 2015 году будет перечислено 76,9 млрд грн
По словам министра труда и социальной политики Павла Розенко, уменьшение пенсий для работающих пенсионеров будет временным – до 1 января 2016 года. Инвалиды 1-3 групп, участники боевых действий и их родственники будут получать пенсии в полном объеме. После увольнения работающего пенсионера его пенсия будет восстановлена. Независимо от стажа и возраста не сокращаются пенсии для женщин, которые воспитали пятерых и более детей.
- Этот шаг, по моему мнению, менее очевидный – на ходу меняются условия пенсионного обеспечения. С его помощью собираются уменьшить дефицит Пенсионного фонда. У нас и так высокие пенсионные взносы, которые начисляются с зарплат, но Пенсионный фонд работает с большим дефицитом, так как не была проведена детенизация зарплат.
3. Депутаты, госслужащие и приравненные к ним лица не смогут получать пенсии, если будут оставаться на свих должностях.
Технически этот пункт выполнить легко: информация о зарплатах и стаже граждан поступает в Пенсионный фонд. Фактически могут быть проблемы, связанные с тем, что госслужащие оказываются перед выбором: оставаться на своих должностях или уходить на пенсию. Их массовый выход на пенсию – не лучший вариант. Ожидаемое сокращение расходов на выплату пенсий в 3,9 млрд грн в этом случае может быть невыполнимым.