Выше неба. Чьи самолеты заложил Игорь Коломойский для получения транша от Нацбанка

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Заложенные для обеспечения кредита воздушные суда — тайна, покрытая мраком

Нацбанк предоставил Приватбанку очередной транш рефинансирования на сумму 1,215 млрд грн сроком на два года.

"В качестве обеспечения по кредиту предоставлены воздушные суда и поручительство владельца существенного участия в ПАО КБ "Приватбанк", — сообщают в Нацбанке.

С поручительством акционеров Привата ясно. А вот с заложенными для обеспечения кредита "воздушными судами" все сложно. Согласно реестру гражданских воздушных судов Госавиаслужбы (в который заносится все, что теоретически может летать, включая списанные кукурузники и воздушные шары), за Приватом никаких летательных средств не числится.

Коломойский сдает самолеты в аренду сам себе, чтобы в случае банкротства сохранить активы

Как пояснил Фокусу пресс-секретарь Приватбанка Олег Серга, речь идет о летательных средствах, принадлежащих основному акционеру Приватбанка, то есть Игорю Коломойскому. Серга отказался сообщить, какие самолеты стали предметом залога, сославшись на то, что информацию о переданном в залог имуществе может разглашать лишь НБУ. Зато подробно рассказал о том, что Приват в стабилизационном кредите "особо и не нуждался, ликвидности достаточно", и главная задача транша — поддержать программы кредитования надежных корпоративных клиентов. Это во время фискального кризиса, по его словам, нормальная мировая практика.

Однако, по данным того же реестра, за Коломойским также не числится никаких летательных средств. Можно предположить, что олигарх за пределами страны владеет несколькими бизнес-джетами, которые и передал в залог. Впрочем, инсайдеры рынка к такой идее относятся скептически. "Бизнес-джет — вещь дорогая, но рынок очень узкий. Продать такой самолет невероятно сложно. Поэтому ни один банк не даст кредит под бизнес-авиацию", — говорит источник Фокуса.

Вероятнее всего, речь идет о самолетах, принадлежащих коммерческим авиакомпаниям, которые контролирует Коломойский — "МАУ" и "Днеправиа". Проблема в том, что у МАУ собственный самолет всего один — "Боинг 737-300" (1999 года выпуска). По уверениям главы Ассоциации работников летного состава гражданской авиации Украины Вениамина Тимошенко, миллиард гривен он стоить не может. Все остальные машины находятся в лизинге. При этом лизингодателем всех бортов Днеправиа и части самолетов МАУ является некая португальская компания Goiania comercio. Информацию о ее деятельности Фокусу найти не удалось.

Приватбанк в стабкредите "особо и не нуждался, ликвидности достаточно"

Такая загадочность заставляет вспомнить историю, связанную с банкротством Аэросвита — еще одной авиакомпании, контролируемой Коломойским. После банкротства оказалось, что крупные кредиты были оформлены под самолеты, служившие "донорами". То есть они давно стояли на земле и с них по мере необходимости снимали запчасти для замены износившихся частей летающих бортов. В том состоянии, в каком эти самолеты были на момент банкротства компании, покрыть сумму залога они никак не могли.

Если же вернуться к нынешнему залогу, наиболее реальными выглядят две версии. Первая: Коломойскому каким-то образом удалось оформить в качестве залога за свой кредит не принадлежащие ему самолеты. Вторая: компания Goiania comercio также контролируется структурами Привата. Попросту говоря, Коломойский сдает самолеты в аренду сам себе, чтобы в случае банкротства сохранить активы (К примеру, Днеправиа после запрета полетов по маршруту Днепропетровск — Москва в конце прошлого года заявляла о возможности банкротства). По словам Тимошенко, сотрудники Аэросвита о такой схеме подозревали давно. Только доказательств не было.