Пчелы против меда. Как фармбизнес ссорился и мирился с Минздравом из-за госзакупок

Минздрав решил отдать госзакупки лекарств на откуп структурам Всемирной организации здравоохранения. В ответ отечественный фармбизнес провел кампанию по дискредитации министерства

Недельная война

На прошлой неделе представители ведущих ассоциаций отечественных фармпроизводителей заявили об угрозе дефицита лекарств в аптеках и потребовали увольнения замминистра здравоохранения Александры Павленко. "Полностью заблокирована регистрация препаратов. Таким образом, около 850 препаратов исчезли с рынка. При том, что на рынке Украины зарегистрировано всего 11 тыс. лекарственных средств", — возмущается президент ассоциации "Производители лекарств Украины" Петр Багрий.

В Минздраве проблемы с перерегистрацией лекарств отрицают. По утверждению главы ведомства Александра Квиташвили, процесс рассмотрения досье происходил в штатном порядке, о чем опубликованы соответствующие приказы на сайте Минздрава.

Впрочем, по словам исполнительного директора Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины Светланы Буниной, приказы были подписаны задним числом. В реальности же их подписали лишь в пятницу, 13 марта.

"Приказы на регистрацию и перерегистрацию пролежали в Минздраве два месяца. "Артериум" и "Здоровье" (фармацевтические компании. — Фокус) на прошлой неделе были вынуждены приостановить производство — у "Артериума" зависло более 20 позиций, у "Здоровья" до 15", — говорит Бунина. По ее словам, на прошлой неделе не регистрировались никакие препараты. Исключения делали лишь для некоторых вакцин, о перерегистрации которых представители ЮНИСЕФ лично просили Квиташвили.

По мнению опрошенных Фокусом экспертов, хоть проблема с задержкой перерегистрации препаратов действительно была, ничего критичного не происходило. "Идут реформы министерства, с этим связаны некоторые задержки. Но о риске какого-либо дефицита речь не идет", — сказал директор Агентства медицинского маркетинга Юрий Чертков.

За что боролись

По всей видимости, истинной причиной конфликта стало намерение Квиташвили отказаться от тендерных процедур госзакупок и передать снабжение государственных учреждений лекарствами структурам ВОЗ и детскому фонду ООН (UNISEF). Эти структуры являются одними из основных поставщиков лекарств для развивающихся стран. Благодаря большим объемам закупок они получают у глобальных концернов существенные скидки и предлагают гораздо более низкие цены, чем локальные производители. На прошлой неделе замминистром здравоохранения назначили экс-главу украинского бюро ВОЗ Юрия Перегибца. Очевидно, его главная задача — наладить контакт с ведомством, внутреннюю кухню которого он знает очень хорошо.

"Идут реформы министерства, с этим связаны некоторые задержки. Но о риске какого-либо дефицита речь не идет"


Юрий Чертков, директор Агентства медицинского маркетинга
о причинах задержки перерегистрации лекарств
Fullscreen
Юрий Чертков, директор Агентства медицинского маркетинга о причинах задержки перерегистрации лекарств

Передача госзакупок глобальным структурам означает для украинских дистрибьюторов и фармпроизводителей потерю рынка объемом порядка 2 млрд грн в год. Теоретически из-за девальвации гривны украинские производители смогли бы предложить цены на лекарства, сопоставимые с ценами на препараты индийского производства. Но даже в этом случае участвовать в закупках ВОЗ они не могут. Чтобы стать поставщиком ВОЗ, необходимо пройти процедуру переквалификации — проверки соответствия качества препаратов стандартам международных организаций. "У наших производителей переквалификации нет", — говорит Бунина. Получить ее будет непросто.

Недовольство фармбизнеса вызвало и желание Квиташвили кардинально изменить Закон "О лекарственных средствах". По словам Буниной, новая редакция закона не учитывает интересы украинских производителей. В нем нет поправок, которые фармбизнес "протаскивал" в действующий закон путем многолетних лоббистских усилий.

Ударили по рукам

Впрочем, буря возмущения действиями министерства неожиданно улеглась. По всей видимости, фармбизнес остался удовлетворен компромиссом, предложенным Квиташвили. В качестве компенсации за потерю тендерных закупок он предложил производителям снижение регуляторной нагрузки и отмену контроля за максимальным уровнем цен.

На заседании Кабмина 18 марта Квиташвили поднял вопрос об отмене референтного ценообразования (фактически — государственного контроля максимально допустимых розничных цен) для препаратов, которые закупаются за бюджетные средства. Как уже писал Фокус, референтное ценообразование существенно сдерживало рост цен на некоторые группы препаратов — например, лекарства для диабетиков и гипертоников.

Вместе с отменой референтного ценообразования в Верховную Раду уже поступил законопроект о снижении предельного уровня торговых надбавок на лекарства в пределах 15% (сейчас она составляет 25%). Это смягчит рост цен для конечных потребителей и ограничит прибыльность дистрибьюторов, которые сейчас диктуют правила игры на фармрынке.

Передача госзакупок глобальным структурам означает для украинских дистрибьюторов и фармпроизводителей потерю рынка объемом 2 млрд грн в год

Кроме того, Кабмин одобрил отмену обязательной перерегистрации лекарств каждые пять лет. В ЕС действует правило, согласно которому новый препарат, перед тем как выйти на рынок, проходит оценку безопасности и эффективности его применения. По результатам этих исследований выдается разрешение на применение нового лекарства на пять лет. Препарат попадает на рынок, и регуляторные органы собирают информацию о замеченных побочных эффектах. Эти данные рассматриваются, и если все нормально, препарат получает бессрочную регистрацию.

В Украине же пакет документов на перерегистрацию нужно подавать каждые пять лет, даже для проверенных временем препаратов (таких, к примеру, как аспирин и анальгин).

Необходимость каждые пять лет перерегистрировать лекарства приводила к увеличению их стоимости. Кроме того, это требование часто использовалось чиновниками для давления на бизнес. К примеру, в украинских аптеках несколько лет невозможно было купить копеечную тетрациклиновую мазь для глаз. Этот препарат не мог пройти перерегистрацию. Провизоры разводили руками и предлагали покупателям импортный аналог, такой же по эффективности, но раз в десять дороже.

Вероятнее всего, будет найден компромисс и по вопросу госзакупок. Можно предположить, что вакцины и препараты, которые не производятся в Украине (а это практически все лекарства для лечения таких социально значимых заболеваний, как ВИЧ, туберкулез и гепатиты), будут закупать централизованно через ВОЗ, для закрытия же "ходовых" позиций на местном уровне станут покупать лекарства у локальных производителей.