Аграрное АТО. Почему осенью Украина рискует остаться без урожая

Фото: Укринформ
Фото: Укринформ

Осенью многие поля могут оказаться не убранными: если продолжится падение мировых продовольственных цен, на сбор урожая просто не хватит средств

Из-за девальвации гривны начавшаяся в Украине посевная станет испытанием для аграриев. "Это будет аграрное АТО", – заявил на Всеукраинском аграрном форуме министр агрополитики и продовольствия Алексей Павленко.

Высокие цены на необходимые для сева ресурсы и дорогие кредиты — основные проблемы украинских фермеров этой весной. Стоимость посевных работ, по словам Ярослава Левицкого из компании "ПроАгро", вырастет в 1,5–2,8 раза по сравнению с прошлым годом. Если в 2014-м аграрии тратили на один гектар около 2 тыс. грн, то в этом расходы вырастут до 3–5,5 тыс. Дороговизна и дефицит оборотных средств могут привести к тому, что 10–15% площадей останутся незасеянными.

Тем не менее положение с посевной нельзя назвать катастрофическим. "Многие компании закупили семена, удобрения и посадочные материалы или сделали предоплату за них еще до подорожания, пока курс доллара был ниже, — говорит аграрный эксперт Андрей Анпилов. — К тому же внутренние цены на продукцию существенно выросли: например, подсолнечник в начале сезона стоил 4–4,5 тыс. грн, а при пиковом курсе доллара цена доходила до 11–11,5 тыс. грн за тонну". По его прогнозу, с посевной справятся даже небольшие фермерские хозяйства.

Мнение Анпилова разделяют почти все опрошенные Фокусом игроки и эксперты. Во всяком случае, если речь идет о выращивании зерновых. Другое дело — животноводство, производство овощей и фруктов. В этих сферах, по словам директора консалтинговой компании "ПроАгро" Николая Верницкого, будет происходить дальнейшее укрупнение агрокомпаний за счет вытеснения мелких фермеров, у которых просто не хватит запаса прочности для сохранения конкурентоспособных цен.

В поисках средств

Примерно вдвое, до $1,2 млрд, упала за 2014 год, по данным компании "Инфоиндустрия", суммарная капитализация украинских агрохолдингов

Нынешние проблемы мелких хозяйств не должны кардинально сказаться на посевной: украинский аграрный сектор был и остается вотчиной крупных холдингов и агропромышленных групп, дела у которых идут неплохо, несмотря на войну и общий экономический спад. В начале 2015-го большинство из них отчитались по результатам 2014-го: производство и объемы продаж выросли практически у всех. К примеру, крупнейший украинский производитель сахара "Астарта-Киев" увеличил выпуск более чем в 1,5 раза, до 466 тыс. тонн (+53% по сравнению с 2013 годом), а "Овостар Юнион", входящий в тройку крупнейших украинских производителей яиц, втрое нарастил экспорт. Правда, отчитаться о рекордах получилось не у всех.

Например, у агрохолдинга HarvEast около трети угодий оказались на территории самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР". Компания "Авангард", крупнейший производитель яиц, закрыла две птицефабрики: "Красное знамя" в Луганской области и "Интербизнес" в Донецкой. А агрохолдинг "Агротон" был вынужден свернуть свой птицеводческий бизнес, расположенный в Луганской области.

В целом крупные холдинги остаются в выигрыше по сравнению с мелкими и средними фермерами. Располагая собственными средствами или имея возможность привлекать заемные, большинство из них купили семена, удобрения и средства защиты растений еще зимой. Так, по данным директора компании "Инфоиндустрия" Дмитрия Гордейчука, к марту аграрии закупили удобрений на 80–85% от общей потребности, и этот показатель в основном обеспечили именно крупные компании. Мелкие фермеры из-за дороговизны приобрели примерно на 40% меньше удобрений, чем годом ранее. Гордейчук приводит простой пример: на пике цен тонна аммиачной селитры стоила 13,5 тыс. грн, потом подешевела примерно до 12 тыс. за тонну, но это не помогло. "При цене выше 11 тысяч объем закупок падает в 10 раз", — говорит эксперт.

Подорожание заставило даже крупные компании сокращать расходы. Так, по словам исполнительного директора "Росток-Холдинга" Дмитрия Купавцева, в этом году они планируют уменьшить внесение удобрений, не отказываясь при этом от импортных семян, дающих стабильную урожайность. Такое могут позволить себе в основном те, кто, как и "Росток", ориентирован на экспорт и получает выручку в валюте. Однако подобным ресурсом располагают далеко не все, и большинству компаний придется экономить не только на удобрениях, но и на импортных семенах, а то и вовсе сокращать посевы. По последнему прогнозу британской Macquarie Group, влияние всех этих факторов в 2015 году может уменьшить урожай кукурузы в Украине на 19%, до десятилетнего минимума в 23 млн тонн. А пшеницы — на 11%, до 22 млн тонн.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

По прогнозам Fitch Ratings, украинский агробизнес будет испытывать дефицит оборотных средств. Последнее неудивительно: если в 2014-м посевная обошлась в 41,5 млрд, то в нынешнем году, по последним оценкам Минагрополитики, затраты на нее вырастут до 66,5 млрд грн. При этом, по подсчетам профильного министерства, аграриям не хватает как минимум 12 млрд грн, но из бюджета на помощь АПК планируется выделить только 1,6 млрд грн.

Остальное компаниям придется брать в банках. Которые хоть и считают АПК самым перспективным сектором для кредитования, но кредитуют крайне осторожно. "Сотрудничество с ведущими экспортерами и вертикально интегрированными агрохолдингами остается среди приоритетов, – говорит Леонид Рыбин, ответственный за корпоративный бизнес член правления Platinum Bank. — Но, например, недавний дефолт одного из ведущих агрохолдингов (в январе временное управление было введено в агрохолдинге "Мрия". — Фокус) стал причиной того, что банки будут более консервативны и осторожны в оценке рисков". По словам банкира, это, в свою очередь, негативно скажется на цене и структуре финансирования. А открытие новых кредитных линий станет скорее исключением, нежели правилом.

Компенсировать осторожность банков Минагрополитики планирует за счет аграрных расписок — менее дорогой альтернативы в первую очередь банковским кредитам. До конца года этот механизм должен заработать по всей Украине. Но пока — в рамках пилотного проекта при поддержке Международной финансовой корпорации — этот механизм действует только на Полтавщине.

Вынужденное укрупнение

Те из растениеводов, кто справится с поиском финансирования, в этом году будут в выигрыше. "Ресурсы подорожали, но сейчас тонна пшеницы стоит под четыре тысячи", — говорит Николай Верницкий.

Другое дело — животноводство. Подорожание кормов, рост цен на ГСМ и другие ресурсы тут не получится компенсировать пропорциональным повышением отпускной стоимости: население просто не потянет таких цен на мясо, молоко или яйца.

"Большинство свиноводов работает примерно с нулевой рентабельностью, — говорит директор животноводческого департамента компании "Агро-Овен" Юрий Момот. — У нас прибыль есть, но значительно меньше, чем год назад: 4% против 20%". Прибыль, по его словам, компании обеспечивает собственная переработка. Те компании, которые занимаются исключительно выращиванием животных, находятся в худшем положении.

Fullscreen

Однако опрошенные Фокусом крупные производители прощаться с животноводством не намерены, даже дотируя его за счет более прибыльных направлений, — чтобы сохранить позиции на внутреннем рынке. Правда, при таком подходе ждать расширения производства не приходится: инвестиции в эту сферу неизбежно сократятся. "Ранее мы планировали инвестиции в реконструкцию и автоматизацию молочных ферм, — говорит Дмитрий Купавцев из "Росток-Холдинга". — Но в ближайшие 2–3 года принято решение сфокусировать внимание исключительно на развитии растениеводческого направления".

Животноводы рассчитывают на постепенный рост цен, но воспользоваться им смогут не все. К примеру, по прогнозу Юрия Момота, стоимость свинины в живом весе вырастет с нынешних 28 грн за килограмм до 35 грн. Это неизбежно сократит потребление — в первую очередь за счет небольших производителей, для которых и 35 грн не дают достаточной рентабельности. "Крупные животноводы на рынке удержатся. А многим мелким придется закрыться. Но такая консолидация наблюдалась и раньше. Просто сейчас промышленное производство вытесняет кустарное намного быстрее", — говорит Николай Верницкий.

В среднесрочной перспективе консолидация, скорее всего, приведет к падению производства. Уже сейчас по данным Госстата, поголовье крупного рогатого скота по сравнению с прошлым годом сократилось на 10%, до 4,1 млн голов, а свиней — на 5%, до 7,4 млн. Но это падение может оказаться не последним.

Вилка цен

В феврале, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), индекс мировых продовольственных цен упал до самой низкой отметки за последние 4,5 года, снизившись еще на 1% по сравнению с январским показателем и на 14% по сравнению с февралем прошлого года. Сильнее всего подешевели зерновые, мясо и сахар. Аналитик ФАО Майкл Гриффин объясняет падение высоким уровнем запасов, улучшением прогнозов по урожаю, а также слабостью валют развивающихся стран по отношению к доллару и ожиданием их дальнейшей девальвации.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

Для Украины это означает реализацию худшего сценария. Пока агрохозяйствам, особенно тем, кто до последнего "придерживал" урожай, удалось компенсировать увеличение расходов на посевную за счет роста цен на внутреннем рынке. Если затраты с прошлой весны выросли в среднем в 1,5 раза, то гривневые цены на зерновые и подсолнечник за тот же период из-за девальвации увеличились в 1,9–2,2 раза. Но теперь гривна относительно стабильна, и если стоимость зерновых начнет снижаться из-за падения мировых цен, для некоторых хозяйств будет выгоднее вообще не собирать урожай. Цены на внутреннем рынке могут просто не покрыть расходов на посевную и уборочную. В этом случае падение урожая может оказаться гораздо масштабнее 11–19%, о которых говорится в прогнозе британской Macquarie Group.

Инфографика: Александр Шатов