Понять и простить. Сумеет ли Украина выбраться из долгов

Фото: novostimira.net
Фото: novostimira.net

Правительство пока не может договориться с кредиторами о реструктуризации госдолга на $23 млрд

Министр финансов Наталья Яресько и глава НБУ Валерия Гонтарева провели первый раунд переговоров с кредиторами. Компромисса достичь не удалось. Украинская делегация сочла неприемлемыми часть предложений кредиторов об условиях реструктуризации. Детали переговоров власти не разглашают, но общий смысл разногласий описал премьер-министр Арсений Яценюк: "Кредиторы хотят получить больше. А я хочу заплатить меньше".

Эксперты уверены: до июня, когда МВФ будет принимать решение о выделении Украине очередного транша, вопрос реструктуризации решится в пользу Киева. Впрочем, по мнению экс-министра экономики Виктора Суслова, сам факт проведения подобных переговоров серьезно ударил по имиджу страны как надежного заемщика. Привлечение инвестиций теперь будет затруднено. Но если не реструктуризировать долг, МВФ откажет в деньгах. Фонд не кредитует страны, которые отказываются платить по своим долговым обязательствам. Но и без денег МВФ Украину ждет финансовый коллапс. Ситуация патовая.

Общий дефицит финансирования составляет $40 млрд. Из них $17,5 млрд предполагается получить за счет МВФ. $7,2 млрд — за счет других заимствований. А $15,3 млрд Украина должна покрыть сама. Главным образом за счет реструктуризации выплат по внешним долгам. Одно из ключевых требований МВФ при подписании программы сотрудничества с украинским правительством: к 2020 году соотношение государственного долга к ВВП не должно превышать отметку в 71%, а долговое финансирование бюджета — 10% ВВП. Поэтому Украине предстоит отложить выплату по заимствованиям на $23 млрд — эту сумму озвучил на днях премьер Арсений Яценюк.

Прошение о помиловании

Речь идет о реструктуризации долгов, возникших до 28 февраля прошлого года. Обязательства перед кредиторами включают в себя часть суверенного долга и квазисуверенные долги — еврооблигации государственных банков, Укрзализныци, Киева.

По мнению Виктора Суслова, в ближайшее время не смогут обслуживать внешние заимствования Ощадбанк, Укравтодор, Укрзализныця и ряд других государственных организаций.

Сам факт проведения переговоров о реструктуризации серьезно ударил по имиджу страны

По информации Фокуса, украинская делегация просит международных кредиторов о списании части основного долга, на что не пошел крупнейший держатель украинских ценных бумаг — американский Franklin Templeton, который контролирует семья Ротшильдов. Впрочем, несговорчивость украинской стороны, может быть тактическим ходом. "Это называется агрессивные переговоры, просят по максимуму, чтобы получить хоть что то", — объясняет финансовый аналитик РА "Эксперт-рейтинг" Виталий Шапран.

В реструктуризации задолженности заинтересованы обе стороны. "Либо обладатели ценных бумаг идут на реструктуризацию, либо же толкают Украину к дефолту. Но второй вариант довольно опасен для владельцев евробондов, ведь кроме того, что их деньги будут заморожены на несколько лет, инвесторы также потеряют и репутацию, которая в финансовом мире значит очень много", — считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Российский вопрос

Украину в переговорах о реструктуризации долга поддержал МВФ. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард во время встречи с Натальей Яресько, Валерией Гонтаревой и министром экономического развития Айварасом Абромавичусем отметила прогресс, которого достигли украинские власти благодаря программе реформ. Рынок этот сигнал уже услышал. По словам Олега Устенко, в последнее время стоимость страхования возврата инвестиций в случае вложений в Украину снизилось с 45% до 39% (хотя ставка по прежнему крайне высока).

Ситуацию осложняет долг перед Россией размером $3 млрд, который следует погасить в декабре этого года. Покупка россиянами в 2013 году украинских евробондов, выпущенных с процентной ставкой в 5%, хотя рыночная ставка по суверенным обязательствам Украины в то время составляла выше 12%, стала платой Виктору Януковичу за отказ от ассоциации с ЕС. Северные соседи в пролонгации обязательств категорически отказывают. "Будем подавать в арбитраж в соответствии с английским законодательством, как это было предусмотрено в случае дефолта или невыполнения обязательств Украины перед РФ", — заявляет министр финансов РФ Антон Силуанов.

Валютный рынок отреагировал на приостановление переговоров падением гривны

Реструктуризировать выплаты по одним бумагам и не реструктуризировать по другим невозможно — все держатели бондов должны быть в одинаковых условиях. По мнению Олега Устенко, наилучший вариант — собраться с силами и досрочно погасить российский долг. Это положит конец политическим спекуляциям и давлению на прочих кредиторов.

Существует и другой вариант — подать в Лондонский суд и добиться списания российских долгов в счет компенсации за оккупацию Крыма. Впрочем, несмотря на кажущуюся патриотичность, подобное решение станет настоящим подарком для агрессора. "Получить компенсацию — значит признать факт потери Крыма. Думаю, Россия согласилась бы выплатить за Крым и $100 млрд, но мы не можем торговать своей землей", — уверен Виктор Суслов.

Что будет с гривной

Тем временем валютный рынок уже отреагировал на приостановление переговорного процесса по украинским долгам падением гривны — до этого нацвалюта укреплялась. "Минфин сделал большую ошибку, когда решил провести реструктуризацию и суверенного, и корпоративного долгов", — считает экономист Андрей Блинов. По его словам, государственный Укрэксимбанк наверняка ждет кросс-дефолт (ситуация, когда невыполнение обязательств по отношению к одному кредитору заемщики расценивают как невыполнение обязательств по отношению ко всем кредиторам). Это, по мнению Андрея Блинова, означает, что кросс-дефолт может постигнуть и Украину в целом, несмотря на результаты переговоров по суверенным долгам.

Не способствуют укреплению гривны и объективные факторы. По данным Госстата, за январь — март 2015 года падение промпроизводства к аналогичному периоду прошлого года составило 21,4%. По мнению Виктора Суслова, в ближайшее время украинская экономика стабилизируется на более низком уровне, чем в докризисные времена. Это значит, что о росте доходов в ближайшие годы стоит забыть.