Побеждают унесенные временем. Топ-10 кассовых фильмов

С учетом инфляции и изменения цен на билеты список самых кассовых фильмов всех времен выглядит иначе, чем принято считать

В мировом кинопрокате — очередной рекорд. Фильм "Форсаж 7" заработал $1 млрд за 17 дней, опередив ленты "Мстители", "Аватар" и "Гарри Поттер и дары смерти: часть 2", которым для этого когда-то понадобилось 19 дней.

Казалось бы, все ясно: наибольшей популярностью у зрителей пользуются фильмы, снятые в жанре экшен. Но так было не всегда. И то, что список самых кассовых фильмов возглавляют ленты, снятые в последние годы, не значит, что нынешние режиссеры и продюсеры превзошли своих предшественников в попадании в "яблочко" зрительских вкусов. Дела обстоят почти с точностью до наоборот. Просто для создания объективной картины нужно учесть несколько обстоятельств.

Обстоятельство первое — инфляция. Так, например, доллар образца 1939 года, когда вышли в прокат "Унесенные ветром", с учетом инфляции стоит сегодня целых 17 баксов. Таким образом, $198,6 млн, собранных этой мелодрамой, равны сегодня примерно $3,37 млрд (без учета разницы в цене на билеты). Для сравнения: лидер традиционного списка самых кассовых фильмов всех времен и народов "Аватар" заработал "всего" $2,78 млрд, а идущий на втором месте "Титаник" — $2,18 млрд.

Обстоятельство второе — цена билетов, рост которой не всегда совпадает с общим уровнем инфляции. Так, например, самый дорогой билет в кино в СССР стоил 50 копеек, а на дневные сеансы — 25 копеек. Легко увидеть, что скачок стоимости посещения кинотеатра за прошедшие годы опережает, например, рост цен на продукты. И тут пересчет кассовых сборов самых популярных в советском кинопрокате фильмов тоже дает неожиданные результаты. Например, сборы занимающей первую строчку в этом списке мексиканской мелодрамы "Есения" в пересчете на сегодняшнюю стоимость билетов составили бы примерно $670 млн, боевика "Пираты ХХ века" — $610 млн, комедии "Бриллиантовая рука" — $540 млн. Для сравнения: самый кассовый фильм на постсоветском пространстве — "Аватар" не собрал во всем бывшем СССР даже $150 млн.

Обстоятельство третье — корректность таких пересчетов. Понятно, что далеко не все, кто в СССР мог заплатить 25–50 копеек за посещение кинотеатра (а это было практически все население страны), потянули бы сегодняшние цены на билеты. Поэтому логичнее всего для того, чтобы определить самые кассовые фильмы сравнить популярность современных блокбастеров и кинохитов прошлых лет на примере США, где самый большой в мире кинорынок, а рост цен (в том числе на билеты в кинотеатры) и доходов населения плавный, без рывков.

Топ-10 кассовых фильмов в американском кинопрокате*

* Сборы в США с учетом разницы в стоимости билета в кино
Источник: boxofficemojo.com

С учетом всех этих факторов результаты получаются удивительные. Общепризнанный лидер "Аватар" оказался бы в США только на 14-м месте. На первом была бы мелодрама "Унесенные ветром", вышедшая в 1939 году, на втором — первые "Звездные войны" (1977), а на третьем — мюзикл "Звуки музыки" (1965). Диснеевский мультфильм "Белоснежка и семь гномов" 1937 года обошел бы все современные анимационные блокбастеры, а "101 далматинец" 1961 года — свой ремейк 1996-го. Исторический фильм 1956 года "Десять заповедей", о котором сейчас помнят только киногурманы, оказался бы в этом списке на почетном шестом месте, а лента "Доктор Живаго", которую сейчас, наверное, назвали бы артхаусным кино, — на девятом.

И еще об артхаусе. Был в истории американского кинематографа короткий период (конец 60-х — начало 70-х годов), когда фильмы, которые бы сегодня назвали "кино не для всех", делали очень хорошие сборы. Например, "Выпускник" 1967 года, кинодебют Дастина Хоффмана, обогнал бы по сборам в США согласно этой методике подсчета "Мстителей" 2012 года, которые занимают сейчас третье место в списке самых кассовых фильмов мирового кинопроката. Почему именно в это время вкусы американских зрителей, которые, в общем-то, любят простое безыскусное кино, изменились столь разительно, осталось загадкой.

Конечно, к такого рода подсчетам нельзя относиться как к бесспорным математическим выкладкам. Однако они дают возможность сделать, как минимум, два вывода. Первый касается кинобизнеса: несмотря на впечатляющие рекорды, сегодняшний кинематограф уступает в популярности кино прошлых лет.

Второй вывод, общий: все познается в сравнении.