По законам джунглей. Как ведут бизнес в "российском Крыму"
Владелец ялтинского зоопарка "Сказка" и парка львов "Тайган" Олег Зубков о наездах российской власти и переделе бизнеса на полуострове
В марте 2014-го предприниматель Олег Зубков обещал поддержать порядок на мартовском референдуме в Крыму с помощью отряда боевых львов. Год спустя владелец зоопарка "Сказка" и парка львов "Тайган" говорит, что на его бизнес давят крымские власти.
Зубков всегда старался найти общий язык с властью. В его зоопарке живет бенгальская тигрица Тигрюля, подаренная экс-премьером Юлией Тимошенко. Помимо Батькивщины он состоял в Партии регионов, а после аннексии Крыма — недолго в Единой России. Зубков создал успешный бизнес — один из немногих на постсоветском пространстве частных зоопарков с гуманными условиями содержания животных.
После очередного визита Роспотребнадзора в парк львов "Тайган" Фокус связался с его владельцем и поинтересовался, действительно ли бизнесмен Зубков собирается перевозить своих питомцев в Днепропетровскую область.
Вы поддерживали присоединение Крыма к России. Оправдались ли ваши надежды?
— Я и сейчас поддерживаю, я — русский человек. Как и 92% крымчан, которые приветствовали референдум, я хотел, чтобы в Крыму были такие перемены. Мы связывали приход России с демократией. Но так не случилось. Из 120 тыс. крымских предпринимателей, которые были зарегистрированы в Украине, на российское законодательство перешло 25–30 тыс. Остальные ушли в тень.
Новое законодательство очень суровое, много штрафных санкций, жесткая фискальная политика. Если "при Украине" ко мне ходили три-четыре проверяющие службы, сегодня ходят толпы. Я даже не знал, что есть такие ведомства: Федеральное следственное бюро при прокуратуре, Следственное бюро при природоохранном комитете и т.д.
В начале апреля на сайте крымского Россельхознадзора появилось сообщение, что в парке львов "Тайган" живут незаконно ввезенные животные, которые могут быть переносчиками опасных заболеваний.
— В Украине я теперь сепаратист, а в Крыму — контрабандист. Меня обвиняют в том, что я ввез 59 экзотических животных и 196 птиц из зоопарков Германии и Чехии без ветеринарных документов. Это в принципе невозможно: я бы не смог вывезти животных из Европы без сопроводительных документов. Там все по-настоящему проверяют.
Документы также проверяла украинская сторона, когда груз проходил таможню во Львовской области. С тех пор прошло три месяца. Никто из Россельхознадзора ко мне не приходил, вопросов не задавал, документов не требовал. И вдруг заявляют, что я контрабандист.
Я разбираюсь в этой ситуации. Обратился в Россельхознадзор с просьбой проверить действия крымского ведомства. Сегодня приезжала комиссия. Смотрели документы, животных, общее состояние парка. Сказали, что я как предприниматель ничего не нарушил. Будут еще проверки.
Почему вас обвинили в контрабанде животных?
— Думаю, проблема в местных крымских властях. Как всякие революционеры, которые считают себя победителями, они не думают о том, что будет после победы. О том, что нужно созидать, решать накопившиеся проблемы, развивать Крым. Я также не исключаю, что меня обвинили для того, чтобы дискредитировать мой бизнес накануне нового туристического сезона.
2014 год был удачным для вашего бизнеса?
— Неудачным. Зоопарк "Сказка" посетили в прошлом году в восемь раз меньше людей, чем годом ранее, парк львов "Тайган" — на треть меньше. Я не открывал часть торговых точек в зоопарках — не было покупателей. Все ожидания на то, что приедут российские туристы, не оправдались. Самолетами летать дорого, а те, кто пытался попасть сюда через Керченскую переправу, не то что пожалели об этом, они больше никогда не приедут в Крым.
По официальным данным Министерства курортов и туризма, полуостров посетило 3 млн человек. По моим ощущениям — вполовину меньше. Я могу судить по посещению своих объектов: есть соотношение между количеством приехавших и количеством посетивших туристические достопримечательности.
Но дело не только в этом. Восемнадцать лет я приучал украинских туристов к тому, что зоопарки могут быть другими, такими, в которых не жалко животных. У меня это получалось. Открытие парка "Тайган" изменило туристические потоки: туристы стали ездить в Белогорск. Но входной билет в такой зоопарк дороже, чем в государственный. "При Украине" вход для взрослого стоил 100 грн, для ребенка — 50 грн.
Сегодня российский турист не готов платить 900 рублей за вход (около 200 грн). Я не говорю, что у моих объектов совсем нет поклонников, но это совершенно не то, что было раньше. Мне нужно начинать с нуля.
Почему вы повысили цены?
— Раньше я закупал мясо в Херсонской и Николаевской областях по 15 грн за килограмм. Теперь мне нужно его везти из России через Керченскую переправу, платить за каждую машину десятки тысяч рублей и покупать по совсем другой цене — 150–175 руб. за килограмм (около 34 грн).
У меня самая большая коллекция хищников в Европе: львов, тигров, медведей. На два парка мне нужно 650 кг мяса в сутки. При этом нет никакого содействия бизнесу со стороны властей, коррупции стало гораздо больше. Каждый день раздаются лозунги: Крым привлекателен для инвесторов. Кто сюда приехал? Кто построил сетевые отели или парки?
Что сейчас с вашими новыми проектами?
— Ни один из моих проектов, которые были поддержаны последним украинским правительством, — Парк тигров, Парк медведей, Крымский колизей, ландшафтный парк "Суворовский" — не нашли поддержки со стороны новой крымской власти. Я говорил Сергею Аксенову, что строительство Суворовского парка уже было одобрено, и если он поддержит проект, я буду строить. Он на словах меня поддержал.
Потом было назначено выездное заседание в парке "Тайган", на котором рассматривалась возможность реализации новых проектов. Оно проводилось новым министром земельных отношений Крыма и представителями других министерств и ведомств. Аксенова не было. Говорили часа два. Потом Аксенов сказал, что заседание проводилось без него, и не подписал протокол о ведении совещания.
Через какое-то время появилась заказная статья в одном из крымских изданий о том, что мои проекты мифические и никакой парк Крыму не нужен. Сейчас проект заморожен. Думаю, при этой власти его не удастся реализовать. Но я ведь ничего ни у кого не просил и собирался строить за свои деньги.
Одно из крымских СМИ цитирует ваши слова: "Крым как будто отдан на разграбление после референдума. Если властям не нужны такие объекты, пусть скажут мне, дадут выехать, в конце концов, из Крыма. Я буду строить спокойно (в другом месте)". Вы действительно собираетесь переезжать?
— Надо понимать мое состояние на тот момент, когда я говорил с журналистом. Меня как раз объявили контрабандистом, а перед этим я получил предписание о сносе автопарковок перед зоопарком "Сказка". Я был уверен, что власть целенаправленно выживает меня из Крыма. Поэтому сказал журналисту, что думаю об альтернативных вариантах.
Мне действительно поступали разные предложения, в том числе от Игоря Коломойского. Он предлагал выделить землю в Днепропетровской области, чтобы я там построил хороший зоопарк. Но мое место в Крыму. Ведь зоопарки это не чемодан с ручкой, который можно взять и перевезти. Это и земля, и расположение, и здания. Я буду сражаться здесь, в Крыму, за свои объекты.
Хотя это непросто: сегодня идет передел бизнеса. У моего знакомого, бывшего депутата Одесского горсовета Андрея Кисловского было три дельфинария в Алуште, Судаке и Феодосии. Сейчас у него забирают дельфинов, которых он привез из Японии. Насылают проверки одну за другой, угрожают, что отберут бизнес.