11 лье под водой. Как строили тоннель под Ла-Маншем

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Тоннель под Ла-Маншем стал крупнейшей  стройкой прошлого века в Европе. Первая статья спецпроекта Фокуса об истории этого проекта и франко-британской акционерной компании Eurotunnel

Fullscreen

1

Более 200 лет идее соединить Францию и Великобританию тоннелем. Еще в 1802 году французский инженер Альбер Матье-Фавье подсчитал, что миллиона тогдашних фунтов стерлингов хватит на прокладку тоннеля для конных экипажей — среди прочего он предлагал создать искусственный остров посреди Ла-Манша, где можно было бы сменить лошадей.

2

В 1881 году по обе стороны Ла-Манша началась прокладка тоннеля. Спустя год британские политики и журналисты все чаще стали выступать против проекта, причем главным аргументом была угроза обороноспособности. В конце концов работы остановили.

3

Почти на 50 лет Первая мировая война заставила забыть о существовании тоннеля. Лишь спустя 10 лет после окончания Второй мировой войны британцы наконец пришли к выводу, что тоннель не будет опасен.

4

В 1981-м премьер Великобритании Маргарет Тэтчер и президент Франции Франсуа Миттеран заявили, что не против строительства, если его будут финансировать частные инвесторы. В 1985 году из четырех вариантов транспортного перехода был выбран проект евротоннеля – самого дешевого и простого варианта.

5

В 1986 году для привлечения средств создали франко-британскую акционерную компанию Eurotunnel со штаб-квартирой в Париже. Начальный капитал обеспечили строительные компании и частные банки, а также продажа акций.

6

5 декабря 1987-го со стороны Британии заработал первый проходческий щит для горизонтальных выработок, а 28 февраля следующего года в работу включился его французский "коллега".

7

7 лет заняло строительство тоннеля, над проектом трудились около 13 тыс. рабочих и инженеров и 11 проходческих комбайнов. Британцы пробурили 84 км тоннелей, французы — 69 км.

8

9,5 млрд фунтов стерлингов составили общие затраты на строительство – почти вдвое больше первоначальной сметы. Деньги пришлось занимать. К перевозкам компания Eurotunnel приступила с долгом в 8 млрд фунтов стерлингов.

9

Более 20 лет понадобилось компании Eurotunnel для получения первой прибыли от перевозок пассажиров и грузов под Ла-Маншем.

10

4 раза евротоннель доказывал свою безопасность во время пожаров: загорались поезда, перевозящие грузовики. Благодаря отработанной системе эвакуации через служебный тоннель и особой системе вентиляции, во время пожаров жертв удавалось избежать.

11

2 часа 15 минут занимает поездка из Парижа в Лондон, билет на которую стоит от 75 евро.