11 лье под водой. Как строили тоннель под Ла-Маншем
Тоннель под Ла-Маншем стал крупнейшей стройкой прошлого века в Европе. Первая статья спецпроекта Фокуса об истории этого проекта и франко-британской акционерной компании Eurotunnel
1
Более 200 лет идее соединить Францию и Великобританию тоннелем. Еще в 1802 году французский инженер Альбер Матье-Фавье подсчитал, что миллиона тогдашних фунтов стерлингов хватит на прокладку тоннеля для конных экипажей — среди прочего он предлагал создать искусственный остров посреди Ла-Манша, где можно было бы сменить лошадей.
2
В 1881 году по обе стороны Ла-Манша началась прокладка тоннеля. Спустя год британские политики и журналисты все чаще стали выступать против проекта, причем главным аргументом была угроза обороноспособности. В конце концов работы остановили.
3
Почти на 50 лет Первая мировая война заставила забыть о существовании тоннеля. Лишь спустя 10 лет после окончания Второй мировой войны британцы наконец пришли к выводу, что тоннель не будет опасен.
4
В 1981-м премьер Великобритании Маргарет Тэтчер и президент Франции Франсуа Миттеран заявили, что не против строительства, если его будут финансировать частные инвесторы. В 1985 году из четырех вариантов транспортного перехода был выбран проект евротоннеля – самого дешевого и простого варианта.
5
В 1986 году для привлечения средств создали франко-британскую акционерную компанию Eurotunnel со штаб-квартирой в Париже. Начальный капитал обеспечили строительные компании и частные банки, а также продажа акций.
6
5 декабря 1987-го со стороны Британии заработал первый проходческий щит для горизонтальных выработок, а 28 февраля следующего года в работу включился его французский "коллега".
7
7 лет заняло строительство тоннеля, над проектом трудились около 13 тыс. рабочих и инженеров и 11 проходческих комбайнов. Британцы пробурили 84 км тоннелей, французы — 69 км.
8
9,5 млрд фунтов стерлингов составили общие затраты на строительство – почти вдвое больше первоначальной сметы. Деньги пришлось занимать. К перевозкам компания Eurotunnel приступила с долгом в 8 млрд фунтов стерлингов.
9
Более 20 лет понадобилось компании Eurotunnel для получения первой прибыли от перевозок пассажиров и грузов под Ла-Маншем.
10
4 раза евротоннель доказывал свою безопасность во время пожаров: загорались поезда, перевозящие грузовики. Благодаря отработанной системе эвакуации через служебный тоннель и особой системе вентиляции, во время пожаров жертв удавалось избежать.
11
2 часа 15 минут занимает поездка из Парижа в Лондон, билет на которую стоит от 75 евро.