Нездоровая конкуренция. Почему в Украине взрываются нефтебазы и АЗС
В Украине около 300 нефтебаз, подобных сгоревшей под Киевом. В любой момент может рвануть снова — надлежащего надзора за потенциально опасными объектами все еще нет
16 июня наконец потух пожар на нефтебазе компании "БРСМ-нафта" под Васильковом, который длился восемь дней. Все, что сумели сделать пожарные, — это локализовать возгорание и перекачать топливо из уцелевших резервуаров на расположенную по соседству базу "КЛО". На пожаре погибло пять человек, еще 15 ранены. Кроме того, рядом с местом пожара нужно провести рекультивацию почвы, чтобы восстановить ее плодородие.
Премьер Арсений Яценюк поручил Генпрокуратуре и Минюсту подготовить гражданский иск о компенсации убытков, нанесенных государству противоправной деятельностью компанией "БРСМ-нафта", совладельцем которой называют экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого. Глава Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Николай Чечеткин отметил: "Если брать в комплексе вместе с компенсацией всех затрат и выплатой семьям погибших и пострадавших, это около 50 миллионов". Но это мелочь, если сравнить с другой цифрой, обнародованной министром внутренних дел Арсеном Аваковым: "На территории трех нефтебаз, которые располагались в Винницкой, Полтавской и Киевской областях, изготавливали бензин и дизельное топливо "повышенного" качества с использованием разных добавок. В результате таких махинаций, по данным следствия, причиненный государству ущерб составил 1 млрд гривен".
Из-за чего?
Следствие рассматривает четыре версии причины масштабного пожара на нефтебазе: нарушение правил безопасности при эксплуатации оборудования для перекачки топлива, несоответствие требованиям технического состояния оборудования нефтебазы, умышленный поджог с целью принуждения владельцев БРСМ к передаче активов компании конкурентам, а также поджог в целях сокрытия растрат руководством компании.
В самой "БРСМ-нафте" уверены: это был теракт. "Основной версией произошедшей на нефтебазе трагедии считаем умышленную диверсию", — заявил директор департамента стратегического маркетинга "БРСМ-нафта" Александр Мельничук.
Проблема качества бензина и экономии на безопасности актуальна для всего отечественного нефтерынка
Ряд СМИ даже назвали фамилии тех, кто может воспользоваться проблемами "БРСМ-нафты": Сергея Пашинского, народного депутата от Народного фронта, и Сергея Тищенко — основателя группы компаний "Фактор", которая занимается оптовой торговлей нефтепродуктами. "Они давно положили глаз на БРСМ и предлагали ее национализировать. Пожар вполне может быть поводом передачи сети государству в качестве возмещения ущерба. А их человек руководит госпредприятием "Укртранснефтепродукт", куда, вероятнее всего, эти заправки и попадут", — сказал Фокусу источник в топ-менеджменте одной из государственных компаний. По его словам, руководство "Укртранснефтепродукта" уже обращалось в прошлом году в Министерство энергетики с просьбой передать в управление компании семь АЗС "БРСМ-нафта" в Киевской области, которые на тот момент были закрыты на время проверок МВД.
Сергей Пашинский категорически отрицает свою связь с "Фактором", но не скрывает своего интереса к судьбе "БРСМ-нафта": "Нужно вспомнить, кто владелец этой сети. Я считаю, что необходимо максимально упростить судебные расследования по капиталам Януковича и приближенных лиц. Сейчас акционеры "БРСМ-нафта" должны компенсировать все убытки государству, в том числе возместить 1,2 млрд неуплаченных налогов".
Вынужденная халатность
Впрочем, эксперты и игроки нефтерынка, опрошенные Фокусом, скептически относятся к версии об умышленном поджоге нефтебазы "БРСМ-нафты" с целью вынудить ее владельцев передать активы компании конкурентам. "Рейдеры не уничтожают бизнес, который хотят получить. Для этого существует множество других способов", — уверен директор энергетических программ центра "НОМОС" Михаил Гончар.
"Вся деятельность компании — это сплошной теракт", — говорит президент Ассоциации операторов нефтерынка Украины Леонид Косянчук. По его словам, когда глава Васильковской районной госадминистрации приехал на пожар, он был удивлен тем, что в реальности нефтебаза не имеет ничего общего с ее планом: "Нефтебазы "БРСМ-нафта" строились и вводились в эксплуатацию без учета существующего порядка. Когда Ставицкий был при власти, на БРСМ запрещали появляться пожарным и техногенным инспекторам".
Украине необходимо восстановить государственную систему контроля качества продукции и безопасности потенциально опасных объектов
По словам заместителя директора центра "Психея" Геннадия Рябцева, на нефтебазе под Васильковым резервуары располагались слишком близко друг к другу и не были ограждены валами, предотвращающими растекание топлива. Кроме того, не было пожарного водоема и необходимого количества пенообразователей. В комплексе это не позволило потушить огонь сразу после воспламенения. "Специфика нефтебаз такова, что если огонь не удалось потушить в первые 15 минут, ликвидировать пожар уже невозможно. Можно только локализовать его и ждать, пока не выгорит топливо", — объясняет Рябцев.
"Арестовали главного инженера нефтебазы "БРСМ-нафта" под Васильковым. Теоретически именно он отвечает за безопасность на предприятии. Однако, насколько мне известно, руководство компании не выделяло на противопожарные работы никаких средств, и у него просто не было возможности что-то делать", — отмечает Леонид Косянчук.
Топливо кустарного разлива
Эксперты нефтерынка, которым известны подробности пожара от спасателей, самой вероятной причиной пожара называют возгорание топлива при перекачке присадок в основной резервуар при помощи переносного насоса, не приспособленного для работы с нефтепродуктами. "Но если брать глобально, основная причина трагедии — это сам факт производства нелегального топлива, поставленный в БРСМ на широкую ногу, — уверен Сергей Куюн, директор компании "А-95", которая уже более 10 лет занимается мониторингом украинского нефтерынка . — Из этого факта проистекают все остальные нарушения".
Об изготовлении "бодяжного" топлива и игнорировании элементарных правил противопожарной безопасности на объектах "БРСМ-нафта" и еще нескольких нефтетрейдеров эксперты рынка говорят уже много лет. По данным "А-95", за январь — апрель этого года потребление бензина в Украине составило 724 тыс. т, а импортировано и произведено на Кременчугском НПЗ в целом было 546 тыс. т. То есть дисбаланс — 178 тыс. т. Львиную долю неучтенного топлива изготовили на БРСМ, уверен Сергей Куюн.
О больших объемах на рынке кустарно произведенного топлива можно судить по огромному количеству побочных продуктов нефтепереработки и октаноповышающих добавок, ввозимых в Украину преимущественно из России. По данным Сергея Куюна, наибольшие объемы поставляли аффилированные с "БРСМ-нафтой" структуры. Единственное, по его словам, логичное объяснение — из этих не подлежащих обложению акцизом продуктов делалось моторное топливо.
На нефтебазе под Васильковым резервуары располагались слишком близко друг к другу и не были ограждены валами, предотвращающими растекание топлива
Претензии к топливу "БРСМ-нафта" были и у правоохранительных органов. В прошлом году МВД открыло несколько уголовных производств в отношении компании. По данным следствия, при изготовлении на "БРСМ-нафта" "биобензина" вместо положенных по закону 30% этанола в топливо добавляли 25% метилового спирта и 7% бензола. Это ядовитые вещества, и их концентрации в топливе были превышены в десятки раз. Правда, ни одно из этих дел до суда пока не дошло.
Эксперты рынка отмечают, что прибыль сетей АЗС, которые торгуют "бодяжным" топливом, на порядок выше, чем у конкурентов. Если большинство сетей АЗС работает с рентабельностью 5–6%, то у продавцов кустарного топлива она превышает 25%. По словам Леонида Косянчука, себестоимость такого бензина на 8 грн меньше, чем импортного, что позволяет установить на него отпускную цену на 2–3 грн ниже среднерыночной. По оценке Косянчука, после резкого повышения розничных цен на топливо более 30% клиентов "конвенциональных" заправок переметнулось к демпингующим конкурентам.
В "БРСМ-нафте" все обвинения опровергают. "Мы решили инициировать серию независимых проверок топлива на наших объектах по всей Украине, сделав результаты таких исследований публичными и доступными для каждого, кто заправляется на наших АЗС. Полученные результаты закономерно подтвердили нам и нашему потребителю, что качество топлива, реализуемого на АЗК, отвечает всем принятым как отечественным, так и европейским стандартам. В свою очередь, эксклюзивные контракты на поставки топлива с ведущими европейскими нефтеперерабатывающими заводами позволяют нам предлагать качественный продукт по лучшей стоимости в сравнении с конкурентами", — заявил директор департамента стратегического маркетинга БРСМ Александр Мельничук. Интересно, что никаких отклонений от норм в бензине на заправках БРСМ не нашли и в Институте потребительских экспертиз. Его директор Юрий Чернобривец в комментарии Фокусу подтвердил, что топливо БРСМ исследовали в сертифицированной лаборатории испытательного центра горюче-смазочных материалов.
Что будет дальше?
Проблема качества бензина и экономии на безопасности актуальна для всего отечественного нефтерынка. Трагедия может повториться на любой из 300 нефтебаз страны. "Нарушения при проектировании нефтебаз носят массовый характер", — констатирует Михаил Гончар.
Прибыль сетей АЗС, которые торгуют "бодяжным" топливом, на порядок выше, чем у конкурентов
"На рынке переизбыток АЗС, поэтому бешеная конкуренция. Экономят все — кто на чем может", — говорит директор центра "Психея" Сергей Сапегин. Уровень квалификации сотрудников АЗС и нефтебаз начал катастрофически снижаться еще во время кризиса в 2008 году. Тогда в первую очередь сокращали инженеров по технике безопасности — людей, не приносящих прибыли. Все инструктажи и получение допусков стали чисто формальными. "Довершил развал системы контроля безопасности мораторий на нефискальные проверки бизнеса, введенный правительством в прошлом году", — поясняет Геннадий Рябцев.
По его мнению, главные выводы, которые должна сделать власть после ЧП под Васильковым, это необходимость восстановления государственной системы контроля качества продукции и безопасности, реформирование надзора над потенциально опасными объектами.
Он советует властям воспользоваться опытом стран ЕС, где практика технического контроля развита достаточно хорошо. К примеру, бороться с коррупцией среди контролирующих органов помогает передача части функций рыночного контроля самоуправляющимся организациям из числа представителей рынка. Задача же государства — развивать регуляторное поле. К примеру, наделить инженера по технике безопасности правом ветировать любое решение руководства, противоречащее нормативам, одновременно возложив на него персональную ответственность за нарушения техники безопасности на производстве. Эти меры позволят со временем создать в Украину европейскую культуру корпоративной безопасности, в которой соблюдение нормативов станет крайне важным для деловой репутации компании.