Разбор полетов. Как делили небо в Госавиаслужбе Украины

kbp.aero
kbp.aero

У МАУ появился серьезный конкурент, а в результате перепалки между Михаилом Саакашвили и руководителем Госавиаслужбы Денисом Антонюком последнего отстранили от выполнения служебных обязанностей 

26 июня состоялось заседание Госавиаслужбы Украины. После полутора лет громких дебатов и судебных споров компанию МАУ, которую связывают с Игорем Коломойским, лишили монопольного положения на рынке отечественных авиаперевозок. У Международных авиалиний Украины появился конкурент – турецкая компания Atlasjet.

Ей на заседании совместной комиссии Мининфраструктуры и Госавиаслужбы по назначению авиакомпаний на маршруты отдали 14 международных направлений. Среди них полеты в Стамбул из Львова, Харькова и Винницы; маршруты из Киева в Тбилиси, Ларнаку, Москву, Санкт-Петербург и Мадрид, а также из Одессы в Батуми, Тбилиси и Милан. Если добавить к этому воздушные трассы, предоставленные Atlasjet ранее, компания теперь получила право на совершение более 40 международных и внутренних маршрутов.

Поделим по-братски

МАУ, которая обычно старалась "застолбить" как можно более широкую сетку сообщений, чтобы не допустить на авиарынок конкурентов (в общей сложности компания Коломойского не выполняла около 25% рейсов из более чем 400 назначений), добровольно отказалась от части "стамбульских" направлений. Именно полеты в Стамбул долго были главным "камнем раздора" между авиакомпаниями. МАУ попросила снизить частоту рейсов по этому маршруту из Львова и Винницы и полностью отказалась от выполнения полетов на Босфор из Харькова. В ответ Atlasjet согласилась снизить частоту полетов в Стамбул из Одессы с ежедневных до четырех раз в неделю.

Вице-президент МАУ Сергей Фоменко поясняет, что компания пошла на уступки, чтобы снять упреки в монополизме. "Мы заранее приняли решение, что снизим запрос на собственные рейсы, будем выполнять их с меньшей частотой, чтобы Atlasjet мог хотя бы теоретически получить то, что они запрашивали, чтобы мы увидели, это тренировка в информационном поле или это рейсы, самолеты", - говорит он.

Кроме того, полностью отказались от выполнения регулярных рейсов "Авиалинии Харькова" Александра Ярославского. Это дало возможность распределить между Atlasjet и МАУ освободившиеся назначения. Вскоре также могут быть аннулированы и 48 назначений "Визз Эйр Украина", которая прекратила операционную деятельность в начале года. По-видимому, эти маршруты также поровну распределят между конкурирующими компаниями.

Все указывает на то, что авиационные чиновники решили придерживаться позиции паритета конкурентов. Рейсы в Италию, за которые по мнению опрошенных Фокусом экспертов должна была разгореться "война", распределили поровну. Atlasjet выделили два рейса в неделю на маршруте Одесса — Милан, а МАУ – два рейса Львов – Бергамо (пригородный аэропорт Милана). Пассажиропоток из Львова и Одессы в северную Италию сопоставим.

Против кого дружим

Единственным камнем преткновения остался рейс Киев – Амман. Турецкий авиаперевозчик, специализирующийся на ближневосточном регионе, во время заседания требовал пересмотреть разрешение МАУ летать в столицу Иордании. Но члены комиссии не согласились аннулировать это назначение.

Однако, это не помешало Atlasjet сделать шаг примирения и попробовать "задружиться" с МАУ в борьбе против общего конкурента – крупной авиакомпании "Турецкие авиалинии". "Мы готовы заключать кодшеринговые соглашения (совместное выполнение рейсов. –Фокус) с МАУ, в частности на линии Одесса-Стамбул, чтобы создавать конкуренцию иностранным перевозчикам, а именно "Турецким авиалиниям"", – говорит генеральный директор "Atlasjet Украина" Сергей Подгородецкий.

Что случилось

На уступчивость руководства Госавиаслужбы, которая до этого отказывала Atlasjet в назначении на трассы, по-видимому, повлияли политические тренды. Многочисленные жалобы турецкого авиаперевозчика имели успех – вопросом прозрачности авиаперевозок занялся премьер-министр Арсений Яценюк. Лишение МАУ монополии на рынке авиаперевозок как нельзя лучше укладывается в проводимую властями политику ограничения сфер влияния днепропетровского олигарха. "Надеюсь, что личный контроль премьера приведет к завершению расследований деятельности Госавиаслужбы, и наша компания сможет полететь и привлекать крупные инвестиции, в частности, в другие отрасли", – говорит Подгородецкий.

"Изюминкой" заседания стала публичная перепалка руководителя Госавиаслужбы Дениса Антонюка и главы Одесской облгосадминистрации Михаила Саакашвили. Последний 26 июня пришел в Мининфраструктуры на презентацию, посвященную введению для Одесского аэропорта режима "открытое небо" (когда в аэропорт могут летать авиаперевозчики без необходимости предварительных согласований с Госавиаслужбой) и заявил, что "открытое небо" ничего не изменит, если чиновники не создадут реальную конкуренцию, которая приведет к снижению цен на билеты.

"Людям которым так тяжело экономически, вы только что отказали иметь права летать дешевле, вам нужно решать – или интересы олигархов или интересы народа", – сказал он.

"Разбор полетов" во время заседания имел последствия. "Собрал главу Одесской ОГА и министра инфраструктуры. Выслушал аргументы Пивоварского и Саакашвили. В результате относительно деятельности Госавиаслужбы будет проведено расследование, во время которого глава службы Антонюк будет отстранен от исполнения должностных обязанностей", - написал Петр Порошенко в Facebook.

Когда летим

Несмотря на успех, Atlasjet пока рано торжествовать. Как отмечает адвокат Андрей Гук, представляющий интересы турецкого перевозчика, глава Госавиаслужбы Денис Антонюк (который ранее входил в топ-менеджмент МАУ), еще должен подписать назначения, выданные комиссией. После этого предстоит договориться с аэропортами о выделении слотов (времени для приема воздушных суден). Кроме того, Гук не исключает, что выданные 26 июня назначения могут быть оспорены в судах.

Можно предположить, что именно соглашения с аэропортами станут главной проблемой турецкой авиакомпании. Так, Гук считает, что неудовлетворительные финансовые показатели "Борисполя", который Atlasjet планирует сделать своей базой (согласно прогнозу Минфина, этот год "Борисполь" закончит с убытком в 46 млн. грн), связаны с предоставлением аэропортом МАУ 80% скидки на услуги.

Пока не ясно и то, когда Atlasjet приступит к выполнению рейсов, на которые получила назначения. 18 июня компания выполнила первый рейс по маршруту Киев — Львов, однако пока не сообщает о расписании будущих полетов. Компания пообещала назвать точное расписание, равно как и график полетов по маршруту Киев – Одесса, после заседания комиссии по выдаче назначений на воздушные трассы.

Впрочем, как бы ни развивались дальнейшие события, на сверхдешевые билеты от нового авиаперевозчика украинским пассажирам рассчитывать не стоит. Хоть Atlasjet зачастую называют лоукостом, компания "открещивается" от своей бюджетности и заявляет, что не будет демпинговать для привлечения клиентов, как это, к примеру, делала "Визз Эйр Украина" в 2006 – 2008 годах. "Цены на билеты сразу будут экономически обоснованными", – сообщил Фокусу Гук.