Ошибка резидента. Сможет ли UBER прижиться в Украине

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Украинские таксисты считают, что решение UBER зайти в Украину — это банальное непонимание ситуации в стране

Related video

На официальном сайте UBER появилась вакансия главы украинского представителя компании. Центральный офис Uber подтвердил сайту ain.ua, что изучает возможность развития бизнеса в Украине. Основанный в 2009 году в Сан-Франциско, проект за время своего существования успешно борется с "официальными такси" в 300 городах по всему миру. Основная причина популярности UBER — цены на 30–50% ниже, чем в официальных службах такси. Компания позиционирует себя на рынке не как перевозчик, а как провайдер информационных услуг. При помощи мобильного приложения пассажир ищет находящийся поблизости и зарегистрированный в системе перевозчика автомобиль. После этого с карты списывается сумма за поездку, которая спустя несколько дней перечисляется водителю. Разумеется, за вычетом комиссии сервиса. При этом компании не нужна дорогая лицензия на пассажирские перевозки, а единственное требование к водителю — иметь автомобиль, отвечающий стандартам качества, принятым в компании.

Таксомоторные скандалы

UBER называют самым скандальным стартапом мира. Во всех странах, где сервис начинал свою деятельность, его появление вызывало протесты таксистов и обвинения фискалов в уклонении от уплаты налогов. Так, 29 июня, после масштабной забастовки парижских таксистов, перекрывших улицы и дороги к аэропорту, во Франции были задержаны глава Uber France Тибо Самфаль и руководитель европейского офиса компании Пьер Гор-Коти. Глава МВД Франции Бернар Казнев распорядился запретить работу Uber в стране. Это требование поддержал президент страны Франсуа Олланд.

Нечто подобное ранее происходило в Великобритании, Италии, Испании, Германии и России. К примеру, в прошлом году на Траффальгарской площади в Лондоне водители кебов потребовали от королевы защитить их от "беспредела" американцев. По их мнению, приложение UBER, при помощи которого рассчитывают расстояние по маршруту и оплату за проезд, не что иное, как модифицированная версия таксометра. А в Британии по закону таксометр может стоять лишь в черных кебах.

В Украине нет цивилизованного рынка такси. 99% "извозчиков" работают нелегально

К сервису есть еще одна претензия — безопасность. 30 июня в США водитель UBER открыл огонь по пассажиру и прострелил ему ногу. Также, по многочисленным публикациям в западной прессе, приложение UBER собирает конфиденциальную информацию о пользователях — к примеру, имеет доступ к СМС. Эти обвинения частично подтвердили в самой компании, согласившись, что приложение способно гипотетически получить доступ к конфиденциальным данным, но отрицая факт их передачи на сервера.

Все остальные обвинения в UBER отвергают. "Доступные цены на услуги UBER обеспечиваются не за счет демпинга, а за счет эффективной работы нашей платформы. Компания работает только с транспортными компаниями и профессиональными водителями, которые имеют статус индивидуальных предпринимателей", — утверждает генеральный директор UBER в Петербурге Михаил Фишер.

Украинские реалии

Украинские таксисты уверены: то, что хорошо работает на развитых рынках, не будет востребованным в Украине. "В Украине цивилизованного рынка такси нет. 99% "извозчиков" работают нелегально. В Киеве всего три компании, которые имеют свой парк машин. Остальные такси — это диспетчер на телефоне, который собирает заказы. Любой человек, на самой разбитой машине, может подключиться к базе заказов. Это стоит 50 грн. Поэтому UBER, чисто теоретически, не сможет предложить цену более низкую, чем на нелегальном рынке", — утверждает глава правления Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк. По его словам, решение UBER зайти в Украину — это банальное непонимание ситуации в стране.

Именно поэтому весть о приходе конкурента украинские таксисты воспринимают более чем спокойно. Ведь успешные проекты UBER реализовывал в городах, где такси — это дорогой и надежный вид транспорта. К примеру, в США лицензия на создание службы такси стоит порядка $500 тыс. Да и в той же Москве рынок такси уже на 85% лицензирован. Главная привлекательность UBER для водителей состоит в том, что проект предлагает работу владельцам хороших машин, которые не хотят работать "на дядю", но не имеют средств на покупку лицензии. В Украине же лицензий у таксистов, как правило, нет.

Весть о приходе UBER украинские таксисты воспринимают более чем спокойно

"У нас водитель получает деньги от клиентов, а потом расплачивается с диспетчерской. В UBER клиент расплачивается с компанией, а через несколько дней компания расплачивается с водителем. У украинских таксистов нет денег, чтобы заправиться на весь день. Заправляются от заказа до заказа и ездят с литром бензина в баке. "Бомбилы" попросту не смогут так работать", — поясняет Антонюк.

Для UBER есть еще одна неприятная новость: заказы услуг через мобильные приложения в Украине все-таки пока мало распространены. Большинство граждан предпочитает вызывать такси по старинке, через телефон. По оценкам участников рынка, у крупных компаний доля онлайн-заказов не превышает 5%.

Впрочем, если государство наведет порядок в работе диспетчерских служб и лицензировании таксомоторных компаний, у UBER может появиться конкурентное преимущество. "Сейчас парламент рассматривает законодательные изменения о рынке диспетчерских услуг. Если будут введены лицензии на работу диспетчеров, тогда борьба с UBER станет для нас актуальной", — соглашается глава профсоюза таксистов Украины Василий Потык.