Янтарь отдельно, мухи отдельно. Как справиться с коррупцией в янтарной отрасли
Основатель Международного центра реформ Александр Носаль рассказал Фокусу, как реформировать янтарную отрасль в Украине
В Украине продолжается янтарная лихорадка. 29 июля в одном из центров незаконной добычи драгоценного камня — городке Дубровица Ровенской области десятки нелегальных старателей пытаясь отбить коллег, задержанных милицией за незаконный промысел. Сотрудники правоохранительных органов применили резиновые пули.
4 августа министр внутренних дел Арсен Аваков отрапортовал о задержании рекордной партии янтаря — 2,5 тонны стоимостью около $3 млн, пообещав обнародовать имена тех, кто организовывает и крышует незаконную добычу камня. А премьер-министр Арсений Яценюк предложил свой вариант выхода из ситуации — "государственную монополию и контроль над добычей янтаря", анонсировав миллиардные поступления в бюджет от продажи лицензий на добычу камня уже в 2016 году.
О том, как реформировать отрасль, Фокус узнал у основателя Международного центра реформ Александра Носаля.
Вы поддерживаете введение монополии на добычу и продажу янтаря?
— Если заявление премьера трактовать как введение госмонополии на добычу янтаря, тогда это неправильный путь. Во-первых, не все источники полезных ископаемых пригодны для промышленной добычи. Есть много небольших месторождений, где она экономически невыгодна. Во-вторых, где государство возьмет сотни миллионов долларов на оборудование, заработную плату работникам и т. д., притом что прибыль поступит неизвестно когда? В-третьих, мировая практика показывает, что монопольная добыча ископаемых обычно нерациональна.
Если же речь идет о контроле государства над ситуацией в отрасли — это другое дело. Лучше всего сделать так: создать артели или кооперативы, где на конкурсных основаниях можно было бы получать во временную аренду участки, где предположительно залегает янтарь. Люди бы объединялись, вкладывались в оборудование, добывали камень и продавали его. Пожалуй, на первых порах можно было бы организовать продажу янтаря государству, а государство далее, на открытых аукционах, продавало бы его всем желающим. Но эти торги должны быть открытыми для покупателей со всего мира, иначе, если государство само будет определять, кому перепродавать янтарь, коррупция и искусственное занижение цен неизбежны. Есть ведь алмазная биржа, пусть будет биржа янтаря. Кроме того, часть янтаря государство могло бы пускать на переработку в самой Украине. Нелегальные скупщики платят в лучшем случае треть цены, если бы государство легально предложило пусть даже половинную цену, весь добытый янтарь продавали бы ему.
Фото: nv.ua
Депутат от Самопомочи Ирина Суслова обвинила экс-министра экологии Игоря Шевченко в том, что он перед уходом с должности успел передать 50 тыс. гектаров янтарных месторождений депутату-олигарху Александру Онищенко. Где гарантия, что распределение лицензий на добычу янтаря не погрязнет в коррупции?
— Гарантия — только открытые конкурсы на равных условиях: кто больше заплатил, тот и получил участок. Бюджет пополняется, злоупотреблений нет.
В таком случае месторождения будут скуплены крупным бизнесом.
— Да, крупные месторождения наверняка заинтересуют большие корпорации. Но мы же видим, как народ моет янтарь на небольших участках, которые вряд ли так уж нужны большому бизнесу, ведь особой прибыли там не получишь. Там местные жители могут организовываться в кооперативы, скидываться деньгами или брать небольшие кредиты и арендовать такие участки. А кто не захочет — может пойти наемным рабочим на крупное месторождение. Проблемы с добычей янтаря были во многих странах, и их решали такими рыночными методами. При этом государство, разумеется, должно взять экологическую ситуацию под контроль, проводить рекультивацию обработанных земель, высаживать деревья и т. д. В любом случае то, что происходит сейчас с добычей янтаря в Украине, это путь в никуда.
Что делать с госкорпорацией "Укрбурштын", которая даже сейчас должна быть сверхприбыльной, тогда как по факту стоит на грани банкротства?
"То, что происходит сейчас с добычей янтаря в Украине, это путь в никуда"
— На базе Укрбурштына можно было бы организовать ту же скупку добытого по лицензии янтаря. Корпорация бы потом часть скупленного камня продавала на внешнем рынке, а часть обрабатывала бы самостоятельно. Под такой бизнес любой банк дал бы этому предприятию кредит. Сейчас же Укрбурштын испытывает проблемы даже с сырьем. Часть камней они закупают в России, но, имея такие собственные ресурсы, это просто абсурдно.
Какие группировки сейчас стоят за нелегальной добычей янтаря?
— Я не работаю в правоохранительных органах и дать точный ответ не смогу, но там явно идет постоянная борьба между разными группировками. На волне попыток общества побороть коррупцию и журналистских расследований по этой теме страна наконец-то узнала о янтарной проблеме, но она появилась не сегодня.
Эти группировки не смогут сорвать реформирование отрасли?
— Попытки будут. Но сперва посмотрите, кто добывает этот янтарь. Это же не олигархи и не начальники в погонах, а обычные люди. Если им внятно объяснить все выгоды реформы, что они будут зарабатывать больше, при этом абсолютно легально, не боясь и не прячась, люди тогда сами ее поддержат.