История одного изобретения. Как Кинг Кэмп Жиллетт совершил революцию в бритье
Изобретатель одноразовой бритвы Кинг Кэмп Жиллетт доказал: большие деньги можно сделать на мелочах — бытовых предметах, которые стоят дешево, но используются повседневно
Летним утром 1895 года бывший коммивояжер Кинг Кэмп Жиллетт, бреясь затупившейся опасной бритвой, изобрел устройство, перевернувшее жизнь мужчин во всем мире. "Я увидел новую бритву целиком, — вспоминал Жиллетт потом. — В одну секунду задал себе десятки вопросов и ответил на них. Я стоял и улыбался, как последний дурак".
Придуманное им лезвие должно быть зажато между двумя пластинами с зубчатыми краями, которые не дали бы пораниться об острую кромку. Т-образное устройство позволяло собирать станок простейшим способом и увеличивало удобство использования. И самое главное: лезвия должны быть двусторонними, дешевыми и сменными!
Шесть лет потратил изобретатель на поиск технологии. За это время от него отвернулись практически все потенциальные инвесторы: эксперты считали, что только исследования свойств нужного металла обойдутся в $250 тыс. — гигантские по тем временам деньги. Лишь в 1901 году Жиллетт встретился с инженером Уильямом Никерсоном, который придумал, как закалить и заточить тонкую стальную ленту. Партнеры получили патент и основали American Safety Razor Company.
Но денег на серийное производство катастрофически не хватало. Жиллетт вспомнил навыки коммивояжера и отправился на поиски инвесторов. В 1903-м новинка поступила в продажу. Первые бритвы Жиллетта стоили $5 — при средней зарплате американцев на уровне $100 в месяц. В итоге за первый год удалось продать лишь 51 станок.
Тем временем инвесторы взяли Кинг Кэмпа за горло. И тогда коммерсант предложил второе изобретение, вошедшее в историю, но уже не инженерное, а маркетинговое.
Идея Жиллетта заключалась в том, чтобы продавать станок ниже себестоимости, а зарабатывать на продаже лезвий к нему. "Не нужно жалеть денег на покупку рынка", — убеждал инвесторов Кинг Кэмп. И партнеры доверились коммерческому чутью предпринимателя. Год спустя продажи подешевевших станков перевалили за 100 000 штук, а к 1915 году достигли 450 000. За тот же период компания Жиллетта продала более 70 000 000, окупив затраты и риск и выйдя в прибыль. А в следующем году компании небывало "посчастливилось" с Первой мировой войной. Сначала правительство США закупило 3,5 млн станков для армии, а затем, после войны, привычку бриться безопасной бритвой приобрели не только американские солдаты, но и миллионы европейцев.
Кроме непосредственной прибыли от этой сделки, компания Жиллетта получила рекламу, о которой не могла и мечтать. После демобилизации тысячи мужчин, привыкших к безопасной бритве, уже не могли обойтись без этой продукции в мирной жизни. А бритва Жиллетта сделалась непреходящим атрибутом мужественности, гарантируя компании целые поколения будущих клиентов.
Незадолго до смерти, в 1926 году, когда отмечалось 25-летие компании Gillette, ее основатель заявил: "Я не знаю другого такого же товара повседневного индивидуального спроса, как наша безопасная бритва. В своих путешествиях я встречал ее везде — от рыбацкого поселка на севере Норвегии до пустыни Сахара". Однако даже в самых смелых мечтах Жиллетт вряд ли догадывался, как широко будет использоваться его изобретение. Ведь он превратил бритье из ежедневной пытки в легкую необременительную процедуру. Более того, изобретение Жиллетта дало человечеству новый вектор развития — за одноразовыми бритвами неизбежно последовали одноразовые ручки, одноразовая посуда, одноразовая одежда.
По материалам: mc.com.ua