Рассекаем воздух. Как повлияют украинские санкции на российский бизнес

Фото: провэд.рф
Фото: провэд.рф

Украина наконец вводит санкции против РФ. Но принятые СНБО ограничительные меры в отношении российских компаний носят преимущественно декларативный характер

На днях президент Украины Петр Порошенко своим указом №549/2015 ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны от 2 сентября 2015 года "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)". Решение СНБО вводит на один год персональные санкции в отношении 388 физических и 105 юридических лиц, которые, по мнению ведомства, замешаны в финансировании сепаратизма, поддержке оккупации Крыма и другой антиукраинской деятельности.

С персональными санкциями все понятно. Под них попали среди прочих глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев, министр обороны России Сергей Шойгу и два его заместителя, глава Чечни Рамзан Кадыров, певец Иосиф Кобзон, лидеры "ДНР" и "ЛНР" Александр Захарченко и Игорь Плотницкий. Из украинских граждан под санкции попал экс-нардеп от Партии регионов Олег Царев.

А вот выбор компаний, которые подпадают под санкции, выглядит несколько странно. Ограничения введены в отношении 11 авиаремонтных заводов, 22 авиакомпаний и 29 небольших банков. Ни одного предприятия энергетического сектора, на котором держится российская экономика, среди попавших под санкции активов нет.

Из крупных предприятий в санкционном списке оказались лишь транспортники — авиакомпании "Аэрофлот", "Трансаэро", "Россия", "Сибирь" (S7), "Уральские авиалинии", а также частный российский железнодорожный оператор "Первая грузовая компания" и его украинская "дочка". Также ограничения введены в отношении компаний "Лаборатория Касперского" и "Доктор Веб".

Санкции против юридических лиц предусматривают блокировку их активов и приостановление выполнения экономических и финансовых обязательств. В отношении транспортных компаний санкции, помимо этого, предусматривают возможность ограничения, частичного или полного прекращения транзита ресурсов, полетов и перевозок через территорию Украины.

Санкции носят преимущественно декларативный характер и серьезно навредить российской экономике не могут

Однако, как отмечают опрошенные Фокусом эксперты, список составлен так, что санкции носят преимущественно декларативный характер и серьезно навредить российской экономике не могут. Реальные проблемы для агрессора может вызвать лишь запрет полетов российских авиакомпаний и прекращение железнодорожных грузоперевозок. Но в отношении транспортных активов санкции предусматривают пока лишь гипотетическую возможность частичного или полного ограничения их деятельности.

Любопытно и то, что Закон №4453 "О санкциях" Верховная Рада приняла еще 28 августа 2014-го. Между юридическим обоснованием наложения санкций на российские активы и обнародованием санкционного списка прошло больше года.

Невирусный эффект

СНБО своим решением запрещает госучреждениям закупку российских антивирусов. По словам директора ассоциации "IT Украины" Виктора Валеева, это вполне логично. Российских производителей антивирусов давно подозревают в связях со спецслужбами. Поэтому украинские госорганы некоторое время назад стали отказываться от российских программ, не дожидаясь указаний свыше.

Впрочем, на доходах производителей антивирусного софта санкции практически не скажутся. "Хотя "Касперский" стоит у половины украинских пользователей, сумма госзакупок невелика. Ожидать, что это повлияет на финансовые результаты компании, нелепо. Более серьезные вопросы бы возникли, если бы санкции затронули, например, российский продукт 1С. Вот такие действия действительно были бы ощутимы", — говорит Валеев.

Пацифисты поневоле

Чисто декларативный характер носят и санкции против российских авиаремонтных заводов, уверен экс-министр экономики Виктор Суслов. Украина ранее была крупным поставщиком узлов и систем аэронавигации для российских боевых самолетов и вертолетов, а также производила блоки управления для боевых ракет. Однако поставки военной продукции в Россию прекратились еще в начале прошлого года, поэтому какого-либо влияния на российскую оборонку наложение санкций не окажет.

Деньги не пахнут

Достаточно осторожно СНБО подошел и к ограничению деятельности финучреждений. Санкции не затрагивают крупные банки с российским капиталом: ВТБ-Банк, Сбербанк России, Проминвестбанк и Альфа-Банк. "Под ограничения попали лишь банки, которые решили работать в Крыму после его оккупации, но не представлены на материковой Украине", — поясняет главный финансовый аналитик рейтингового агентства "Эксперт-Рейтинг" Виталий Шапран. Он предполагает, что экономическая блокада может негативно повлиять на деятельность российских банков, имеющих в Украине корреспондентские счета. Но большая часть попавших под санкции финучреждений не владеет крупными активами в стране.

Определенные проблемы из-за санкций могут возникнуть у российских авиакомпаний

Единственное исключение — лотерея М.С.Л. ("Молодьспортлото") — украинский оператор лотерей, принадлежащий российскому бизнесмену Михаилу Фридману. Фридман в Украине также контролирует Альфа-Банк и "Киевстар". М.С.Л. – единственный подсанкционный актив оппозиционно настроенного по отношению к властям РФ предпринимателя. Его компании категорически отказались работать в оккупированном Крыму, и к Фридману у украинских чиновников вопросов никогда не возникало. Как уверяет источник Фокуса в финансовых кругах, попадание М.С.Л. под санкции может быть связано с желанием государственного Ощадбанка избавиться от конкурента, чтобы увеличить свое присутствие на рынке лотерей. В самой же компании удивлены решением СНБО и уже заявили о намерении обжаловать его в суде.

Полет нормальный

Определенные проблемы из-за санкций могут возникнуть у российских авиакомпаний. К примеру, "Аэрофлот" ежедневно совершает пять рейсов из Москвы в Киев и один в Одессу. Прекращение полетов в Украину означает для авиаперевозчика потерю порядка $500 тыс. выручки в год, а необходимость облетать Украину во время транзитных рейсов приведет к подорожанию билетов на популярные чартерные рейсы в Турцию и Египет (часть маршрута которых проходит над территорией нашей страны) до 30%.

Потеря украинского рынка для россиян будет хоть и болезненной, но не критичной. "Аэрофлот" располагает 165 самолетами. На линиях в Украину задействованы всего три борта", — иллюстрирует ситуацию бывший замминистра инфраструктуры Александр Кава. А вот введение ответных санкций в отношении украинских перевозчиков (что эксперты в случае запрета полетов для россиян называют неизбежностью) сулит им серьезные проблемы.

Кроме того, запрет на прямые перелеты в Украину из РФ, по мнению владельца компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого, приведет к упрочнению положения на рынке белорусской компании "Белавиа", к которой перейдет весь российский трафик. "Белавиа" — серьезный конкурент как для "Аэрофлота", так и для МАУ, и ее рост невыгоден обеим сторонам.

"Руководство Госавиаслужбы и Укрзализныци целыми днями на совещаниях. Формируют алгоритм действий. В ближайшие дни будет опубликован указ, вводящий ограничения в отношении российских компаний", — сообщил источник Фокуса в Мининфраструктуры.

Жесткие санкции против России больше ударят по Украине, чем по агрессору

"Вероятнее всего, чиновники примут решение об ограничении полетов транзитных бортов российских авиакомпаний над территорией Украины. Россия уже давно запретила пролет украинских самолетов, которые летят в страны Юго-Восточной Азии над ее территорией", — уверен источник Фокуса в топ-менеджменте одной из украинских авиакомпаний.

Но на кардинальные меры Киев не пойдет, считает наш собеседник. "Если бы Украина хотела наказать россиян за полеты в оккупированный Крым, она бы сделала это без всяких санкций. Посадка воздушных судов в крымских аэропортах без согласия украинских авиационных властей — грубейшее нарушение международных авиационных правил. Украина имеет право арестовывать российские самолеты, хоть раз приземлявшиеся в Крыму, при их заходе в аэропорты Европы, а затем требовать от лизингодателей расторжения договоров лизинга с российскими компаниями. Так в свое время поступил Кипр, наказывая турецкие авиакомпании, которые летали на оккупированные Турцией территории страны. Туркам пришлось создать специальный флот самолетов, которые не летают больше никуда. Для россиян это было бы более болезненно, чем прекращение полетов на материковую Украину", — говорит собеседник Фокуса.

Что везем?

Также невыгодно Украине блокировать деятельность украинской "дочки" Первой грузовой компании (ПГК). "ПГК перевозит около 1 млн т грузов в год. В их вагонах "ездит" преимущественно продукция украинских предприятий. Если запретить работу этой компании, Укрзализныце придется думать, чем эти вагоны заменить. Нельзя исключать и применения россиянами "незеркальных санкций" — например, запрета транзита украинских грузов по территории РФ. Это около 20 млн т продукции украинских предприятий в год", — отмечает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

Политика и экономика

Одним словом, украинские санкции, в отличие от ограничительных мер Европы и США, вряд ли серьезно навредят агрессору. Но экономический вред в санкциях не главное, уверен экономист Александр Пасхавер. По его словам, введение Украиной санкций — это месседж мировому сообществу о том, что чиновники готовы проводить политические и хозяйственные реформы, необходимые для повышения конкурентоспособности страны на мировых рынках. "Россияне убеждают нас, что украинская продукция никому кроме них не нужна. Это отчасти правда, но ориентация на российский рынок лишь потому, что туда продавать проще, — это стратегически неверный путь. Принятие санкции — сигнал, что страна будет снижать объемы торговли с Россией и переориентироваться на другие рынки сбыта", — говорит он.

В этом ключе выбор попавших под санкции компаний выглядит логично. Как уверяет Суслов, жесткие санкции против России больше ударят по Украине, чем по агрессору: "В нынешнем виде ограничения позволят Киеву не ударить лицом в грязь перед Западом, но не приведут к разрыву сотрудничества в сфере энергетики, а это поставки угля, газа и ядерного топлива, в которых жизненно заинтересованы обе стороны". Экс-чиновник не исключает, что введение санкций длилось столь долго именно потому, что украинская дипломатия все это время вела кулуарные переговоры с россиянами о взаимных ограничениях, которые не станут критичными для сторон.

Впрочем, это не означает, что Киев ничего не делает, чтобы ослабить агрессора, уверен Суслов. "Самое болезненное, что могла сделать Украина для российской экономики, уже сделано еще в прошлом году. Это остановка днепропетровского "Южмаша", который фактически работал на российский космос. В аэрокосмической отрасли Россия замены нашей продукции найти не может. Война с Украиной отбросила технологии россиян на годы назад", — подчеркивает Суслов.