Феномен Zara. Как Амансио Ортега совершил революцию в фэшн-ретейле

Фото: peopletalk.ru
Фото: peopletalk.ru

Секрет процветания Амансио Ортеги - Inditex Group, владельцем которой он является. Это одна из крупнейших испанских компаний, занимающихся торговлей одежды международного уровня

Fullscreen

15 мая 1975 года на одной из центральных улиц Ла-Коруньи Амансио Ортега с женой открыли магазин под названием Zara. Провинциальному предпринимателю шел сороковой год, и он не догадывался, что только что начался его путь к многомиллиардному состоянию и мировой славе.

Менее чем через год после знакомства Ортеги и Хосе Марии Кастеллано была образована холдинговая компания Inditex. Хосе Мария стал ее вице-президентом и исполнительным директором. Компания обеспечила централизованное управление разработкой, производством и дистрибуцией. Была поставлена цель: максимальная скорость движения товара при минимальных запасах и размерах партий. Три года ушло на реорганизацию, и в 1988-м Inditex открыла первый магазин в соседней Португалии. Но уже в 1989-м первый магазин Zara открылся в Нью-Йорке, через год — в Париже. Затем Ортега и Кастеллано осваивали не меньше, чем по одной стране мира каждый год. В 1991-м для охвата новых сегментов покупателей были куплены бренды Pull & Bear и Massimo Dutti. В 1998-м — Bershka, а уже в XXI веке — Stradivarius.

Вот как описал выход Inditex на биржу в 2001 году Newsweek: "В течение первых минут после начала торгов стоимость акций выросла на 26%. Через 30 минут после начала торгов 60% акций, принадлежащих этому господину (Амансио Ортеге. — Фокус), стоили $6 млрд — он стал владельцем третьего по величине состояния в Испании". В 2013 году Inditex стоила в 10 раз дороже, чем при IPO, а Амансио Ортега прочно обосновался в топ-5 самых богатых людей, но уже не Испании, а мира.

Фокус составил подборку цитат Ортеги, которые помогают создать представление об основателе и экс-президенте Inditex.

О бизнесе

"Никто не покупает только лишь из-за цены. Первое, чего хотят, — это чтобы им нравилось то, что они приобретают. Продукт должен быть правильным. В этом ключ ко всему"

"Inditex — это "компания молодых людей, и им в полной мере воздается должное, если они осознают лежащую на них ответственность. Им позволено принимать решения"

"Нужно всегда соблюдать баланс и иметь четкое представление о целях, чтобы не отступиться от собственной линии ведения бизнеса"

"Мы не создаем разные вещи для 80 стран, мы создаем одни и те же вещи для 80 стран. Это значит, что продукт, который мы делаем, должен попадать в самую точку. Мы продаем фэшн-культуру, которая состоит из различных сетей и брендов"

"Результат зависит от организации и встающей перед вами проблемы — проблемы движения от идеологии к технологии"

О Zara

"Магазин с модными, качественными, красиво сшитыми вещами по доступной цене и с дружелюбным сервисом — это испанский успех"

"Существует шесть фундаментальных правил, регулирующих общение с клиентом. Они известны как "главные шесть": всегда работайте с приятным выражением лица; улыбайтесь за кассой; держите в руках ручку; менеджер должен быть более других заинтересован в клиентах; примерочные — важная точка в процессе продаж; во всем магазине важно проявлять терпение"

"Женщины, которые всегда выбирали только самые последние тренды из международных модных журналов, носили этот пакет с той же уверенностью, с какой они бы несли пакет от Prada, Gucci или Dior"

"Zara остается загадкой для многих. Никто не понимает, как вещи могут быть настолько недорогими, как получается добиться того, чтобы дизайн походил на классику моды, и что заставляет магазины постоянно обновляться"

"В моде работала система представления двух традиционных коллекций в год. Никто не интересовался улицей. Дизайнеры понятия не имели, что клиенты думали об их коллекциях, и именно такой взгляд на моду Inditex перевернул с ног на голову"

Ковадонга О'Ши об Амансио Ортеге

"Ортега никогда не расслаблялся, стремился к достижению совершенства, он всегда считал, что компания — это самое главное, а все остальные идут за ней. Это была очень позитивная стартовая позиция, он заботился о компании, инвестировал в нее все свои деньги. Сотрудники понимали, что он верит в них и в свое дело, и, чтобы помочь ему расти, они выкладывались по полной"

"Его способность синтезировать наиболее сложные идеи так, будто они совсем просты, — это экстраординарное качество, и именно этим он занимается всю свою жизнь"

"Кто бы мог подумать, что 12-летний мальчик в магазине станет основателем гениального революционного бизнеса? С того самого момента он отказался от детства и занялся делом, став кормильцем для себя и своей семьи, получив работу в небольшом местном бизнесе"

"Быть ближе к клиенту — это огромное преимущество тех, кто вовремя заметил изменения, происходящие в мире"

"Зачем заниматься бизнесом, который не соответствует твоим убеждениям? Холодная голова, жесткие стандарты и поиск амбициозных целей — вот что удерживало Ортегу на собственном пути"

Использованы цитаты из книги Ковадонга О'Ши "Феномен Zara"