Весь мир в кармане. Когда украинские компании смогут участвовать в тендерах за рубежом

Фото: nv.ua
Фото: nv.ua

Максим Нефьодов, замминистра экономического развития и торговли, рассказал Фокусу о перспективах Украины на рынке госзакупок за рубежом и переходе нашей страны на систему электронных закупок

Related video

На днях в Женеве состоялось заседание Комитета Всемирной торговой организации (ВТО), на котором обсуждалось присоединение Украины к соглашению ВТО о госзакупках. В случае благоприятного развития событий украинские предприятия получат доступ к публичным закупкам 43 стран — участниц ВТО. Речь идет о рынке закупок, который в 2015 году оценивается в $1,7 трлн.

Возможность украинским экспортерам принимать участие в тендерах за рубежом наравне с местными компаниями стала реальностью благодаря принятому в Верховной Раде закону 2087а о прозрачных госзакупках. Законопроект упрощает возможность участия в тендере: теперь весь пакет документов подает только потенциальный победитель торгов, а не все участники, как раньше. А справки, которые уже находятся в публичном доступе, и вовсе не нужно подавать в перечне документов. В законе также прописаны антикоррупционные изменения, которые, по прогнозам Министерства экономического развития и торговли, позволят государству экономить до 50 млрд грн в год. Теперь информация о конечном собственнике компаний-участниц будет проверяться: это позволит в случае необходимости раскрыть связи между участниками тендера.

КТО ОН

заместитель министра экономического развития и торговли Украины

ПОЧЕМУ ОН

представлял Украину на заседании Комитета ВТО, занимается реформами в системе госзакупок и внедрением системы электронных закупок

Какие новости для Украины вы привезли из Комитета Всемирной торговой организации в Женеве?

— Финальная заявка о присоединении Украины к соглашению ВТО о госзакупках подтверждена: мы получили согласие от ЕС, США, Канады, Японии, Кореи, Тайваня, Норвегии и Швейцарии. Сейчас ждем, пока каждая из этих стран закончит формальное согласование документа. Надеюсь, что до конца октября все будет готово, и в первую или вторую неделю ноября мы попросим комитет еще раз собраться, чтобы официально утвердить присоединение Украины к соглашению ВТО.

Принятый Верховной Радой законопроект облегчает процедуру участия украинских компаний в заграничных тендерах. Какие шансы у украинских экспортеров стартовать на этом рынке?

— У украинских компаний есть все шансы успешно дебютировать на иностранном рынке госзакупок. Сейчас, после девальвации, украинская продукция конкурентоспособна на многих рынках. Нужно понимать, что покупатель в большинстве случаев хочет продукцию хорошего качества и по приемлемой цене. И во многих отраслях как раз украинская продукция подходит под эти критерии. Если у вас продукция хорошего качества с конкурентной ценой, шансы выиграть тендер велики.

В Раде за законопроект проголосовали только с третьей попытки. Кому, на ваш взгляд, он мог быть невыгоден?

"Закон должен работать для миллионов тендеров, которые проводятся в Украине"

— На самом деле во время заседаний Верховной Рады до рассмотрения нашего законопроекта каждый раз доходили тогда, когда в зале уже не было достаточного количества депутатов. Я бы не акцентировал внимание на том, что его принимали очень долго. Нужно понимать, что депутаты сейчас перегружены другим и в целом существует проблема с дисциплиной во время голосования. Но это не связано непосредственно с самим законопроектом. Я не исключаю, что есть и те, кто недоволен принятием такого закона. Но никто же прямо не скажет, что он "за коррупцию и против прозрачных госзакупок". Как правило, наши оппоненты говорят, что "такие сложные вопросы сразу не решаются, и нужно, не торопясь, разобраться в ситуации".

Принятые в законопроекте правки предусматривают, что только победители тендера должны предоставлять заказчику весь пакет документов. Может ли это стать почвой для создания "подставных участников" с целью затягивания тендерной процедуры?

— Я уверен, что это, напротив, позволит проводить большинство тендеров значительно быстрее, а также существенно увеличит количество участников торгов. Теперь компаниям будет значительно проще участвовать в торгах, следовательно, больше компаний смогут принять участие в проведении одного тендера. Тем более что даже для самых недобросовестных участников создание каких-то подставных компаний — не лучший инструмент затягивания тендерной процедуры. Они максимум смогут оттянуть срок на три дня.

Какие способы тогда используют, чтобы затянуть процедуру торгов?

— Те, кто действительно хочет как-то замедлить процедуру проведения тендера, пытаются, например, блокировать Антимонопольный комитет. Я бы вообще не стал преувеличивать актуальность этой проблемы. Она существует, но в большей степени в каких-то резонансных вопросах. Законопроект не может решить проблему одной конкретной компании. Закон должен работать для миллионов тендеров, которые проводятся в Украине. Если из этих миллионов только у пятидесяти будут какие-либо попытки сфальсифицировать результаты, мы не можем писать отдельный закон под них. С каждой такой проблемой нужно заниматься индивидуально, это единственный выход.

"У украинских компаний есть все шансы успешно дебютировать на иностранном рынке госзакупок"

После принятия закона о прозрачных госзакупках следующим шагом должен стать законопроект об электронных закупках. Когда планируете представить его в Верховной Раде?

— Этим законопроектом уже давно занимается рабочая группа с участием гражданских организаций и активистов по борьбе с коррупцией. Думаю, что максимум на следующей неделе они закончат работу, и мы представим проект закона в парламенте.

Какие вы можете дать прогнозы относительно того, когда по всей Украине заработает система электронных закупок?

— Если законопроект примут до начала ноября, как планируется, мы надеемся на протяжение максимум девяти месяцев завершить этот процесс. Сейчас необходимо активно разрабатывать нашу систему электронных закупок ProZorro, чтобы она могла поддерживать не тысячи тендеров, как сейчас, а сотни тысяч и даже миллионы.