Вклад – назад: украинцам все труднее забрать деньги с банковских депозитов
Украинские банки всеми силами удерживают 150 миллиардов гривен, лежащие на срочных депозитах частных вкладчиков. Все чаще клиенты сталкиваются с прямым отказом вернуть их деньги
Киевлянин Денис Креп уже четвертый месяц пытается получить евро по депозиту в Надра банке. Срок его договора истек еще в октябре, но с тех пор попытки вернуть сбережения не принесли результатов. "Сотрудники банка используют самые разные предлоги: могут не брать телефонную трубку, ссылаться на недостачу каких-то документов, – рассказывает Денис. – Иногда просто приходишь и слышишь: "Денег сегодня не привезли, кризис, понимаете ли".
В банке на требования вкладчика стали реагировать лишь тогда, когда Денис написал заявление c требованием выдать деньги не позднее трех банковских дней и пояснил, что оно является попыткой досудебного разрешения вопроса. "К бумаге отнеслись совсем по-другому: обслужили достаточно вежливо, заявление приняли, присвоили номер входящего документа и пообещали, что в течение трех дней постараются выдать", – говорит Денис.
У юриста Андрея Нечипоренко зависло два депозитных вклада в банке "Киев". На протяжении всего прошлого года он несколько раз перезаключал депозитный договор с банком – устраивали и проценты, и уровень сервиса. В январе 2009 года закончился срок одного из договоров, но в банке Андрею выдать деньги отказались, заявив, что в кассе их нет.
Позже он все же забрал свои сбережения, но спустя неделю, когда закончился срок второго депозита, в отделении банка уже толпились другие вкладчики, а вместо денег банковские клерки предложили Андрею написать заявление о возвращении вклада и ждать ответа. "Догадываюсь, каким может быть ответ: денег нет, – прогнозирует Андрей. – А тем временем каждый день хожу в банк: бывает, что по 500 гривен отдают, бывает по 1000, а иногда вообще ничего".
Себе, не людям
С подобными проблемами сталкиваются все больше украинцев. В черном списке депутата Юрия Кармазина, автора депутатского запроса о деятельности банков в НБУ и Генпрокуратуру, – Проминвестбанк, "Киев", Укрпромбанк и "Родови Банк". Больше всего депутата возмущает то, что, отказывая вкладчикам в выдаче депозитов, банковские руководители получают зарплаты и премии в сотни тысяч гривен. "По имеющейся у меня информации, прежний председатель правления Проминвестбанка получал зарплату в 500 тыс. грн., и вроде бы нынешний временный администратор получает столько же", – говорит Юрий Кармазин.
По мнению депутата, порядок в банковском секторе можно навести, если НБУ начнет вводить временные администрации и отбирать лицензии у банков, которые отказываются возвращать средства вкладчикам. "А если банк не может вернуть деньги, нужно начинать процедуру банкротства", – считает г-н Кармазин.
Впрочем, введенная Нацбанком с 21 января временная администрация в Укрпромбанке не успокоила его вкладчиков. Ведь вместе с ней в банке, занимающем 5-е место по объему вкладов населения, ввели и полугодовой мораторий на удовлетворение требований вкладчиков, а это почти 8 млрд. грн.
В самом банке Фокусу заявили, что дают возможность клиентам оформить депозиты на новый срок – не менее 6 мес. Похожий ответ Фокус получил и в Надра Банке, где происходящее назвали "временными трудностями с обеспечением касс банка наличными средствами". "Мы предлагаем своим вкладчикам продлить срок действия депозита на 1–2 месяца до стабилизации ситуации", – отметила глава пресс-службы банка Людмила Кузьменко.
Что касается Укрпромбанка, его положение осложняется тем, что средства физических лиц в нем составляют до 60% его пассивов, что является одним из самых высоких уровней в Украине. Из-за этого банк может быть неинтересен для потенциальных инвесторов, считают эксперты. "Акционеры банка, группа "Альфа-нафта", не обладают достаточными ресурсами для его поддержки. А слухи о продаже Укрпромбанка (структурам группы "Приват". – Фокус) пока не подтвердились", – отмечает аналитик Astrum Investment Management Сергей Фурса.
Эксперт напоминает, что Укрпромбанк является эмитентом облигаций на сумму 150 млн. грн. "Его неплатежеспособность может привести к первому крупному дефолту среди финансовых учреждений в Украине", – прогнозирует Сергей Фурса.
Суд идет
Владимир Стельмах советовал обманутым вкладчикам жаловаться в Нацбанк. "Через суд это будет долгая волокита, а если обратиться к нам, решение вопроса будет очень быстрым", – уверял он. Впрочем, Андрей Нечипоренко так и поступил, но "очень быстрого решения" так и не дождался.
Поэтому он обратился не только в НБУ, но и в прокуратуру. "Руководители банка управляют миллионами и должны нести ответственность, – рассуждает Андрей. – Если бы я не вернул кредит, банк бы отобрал у меня машину или квартиру. Но что делать вкладчикам, которые находятся в разных весовых категориях с банком?"
На этот вопрос юрист компании Magisters Ярослав Олейник отвечает однозначно: обращаться в суд. "Не исключается, конечно, и возможность обращения в НБУ, но эффективность этого способа защиты на сегодняшний день недостаточно высока", – считает он. По его мнению, в целом шансы вкладчика на взыскания с банка суммы депозита достаточно высоки, ведь финучреждение, отказывая в выдаче вклада, нарушает Гражданский кодекс.
Но рассмотрение дела в суде первой инстанции может занять от месяца (при пассивной позиции банка) до полугода и более (при активной позиции банка). Сроки рассмотрения дела в апелляционной инстанции меньше, но тоже могут меняться в зависимости от активности сторон дела. Кроме того, при подаче иска придется заплатить судебный сбор – 1% от суммы депозита (но не более 1700 грн.).
Через суд рассчитывает вернуть свои деньги и Андрей Нечипоренко, который, не дождавшись реакции НБУ, сейчас готовит иск против банка "Киев". "Процедура может занять около трех месяцев. Если решение суда вступит в силу, исполнительная служба сможет оперативно наложить арест на необходимую сумму", – рассказывает вкладчик-юрист. Но даже если он выиграет дело, есть риск, что банк "Киев" повторит судьбу Укрпромбанка и на требования кредиторов наложат мораторий.
Жестокое похмелье
Естественно, в нынешних условиях на пассивную позицию банкиров клиентам рассчитывать не приходится. "Банки пытаются правдами и неправдами оставить у себя деньги вкладчиков, – констатирует глава аналитического отдела компании Millennium Capital Виталий Хандельды. – Причины, по которым это происходит, для каждого банка разные: тут и их обязательства перед иностранными кредиторами иностранных банков, и вакханалия с раздачей кредитов внутри страны. Это жестокое похмелье после кредитного бума".
Но есть и другое мнение. По словам одного из вкладчиков Родовид Банка, сотрудник отделения провел разъяснительную работу с людьми, стоящими в очереди за вкладами. "Он намекнул, что причина проблем – рейдерская атака на банк. И вроде бы с банком "Киев" похожая ситуация", – сказал собеседник Фокуса.
Как бы там ни было, вкладчики, побывавшие в переплете с зависшим депозитом, советуют быть настойчивым, не поддаваться на уговоры банкиров и максимально формализовать общение с клерками. Например, обращаться в банк не устно, а с письменными заявками, требовать, чтобы банковские сотрудники при отказе ссылались на конкретные постановления, договор, законы – опять-таки в письменной форме.
Перед тем как подавать в суд, можно попытаться решить дело полюбовно. Например, направить письма в отделение банка, главный офис, Нацбанк и Фонд гарантирования вкладов, но обязательно с пометкой, что это обращение является попыткой досудебного урегулирования спора. Если дело все же дойдет до суда, вкладчик может потребовать от банка не только возврата депозита, но и возмещения морального ущерба, поскольку такое право предусмотрено Законом Украины "О защите прав потребителей".
"Конкретной шкалы расчета морального вреда нет, – объясняет Ярослав Олейник. – Его размер указывается истцом и должен быть обоснованным. В каждом конкретном случае суд, учитывая обстоятельства дела, принимает решение о размере компенсации".
Положение усугубляется еще и тем, что банкам становится все сложнее получать выплаты по кредитам от заемщиков. "Это палка о двух концах, – говорит Виталий Хандельды. – Либо банки будут давить заемщиков, чтобы те вернули кредиты, либо не будут возвращать депозиты". Впрочем, эксперт не исключает, что некоторые банки не побрезгуют совместить сразу оба способа: усилить давление на заемщиков, не отдавая денег вкладчикам.
При этом мало кто из финансистов сомневается в том, что проблемы со снятием депозитов ограничатся банками из "черного списка" Юрия Кармазина. "Проблема с ликвидностью присутствует не в отдельно взятых банках, она системна, – говорит директор аналитического департамента инвесткомпании Foyil Securities Агшан Мирзазаде. – Скорее всего, мы услышим о проблемах еще не в одном банке".