Европейский транзит. Кто выиграет от выхода Vodafone на украинский рынок
Оператор с российскими корнями "МТС Украина" начнет работать под британским брендом Vodafone. Фокус выяснил, как ребрендинг скажется на тарифах и уровне сервиса
Второй по величине украинский мобильный оператор "МТС Украина" 15 октября заключил договор о стратегическом партнерстве с британской компанией Vodafone об использовании на комиссионных условиях ее бренда с тридцатилетней историей. Украинская компания закроет свои фирменные магазины, чтобы в течение месяца открыть их под новой торговой маркой. Предстоящий запуск 3G-интернета также будет осуществляться уже под брендом Vodafone. Не исключено, что в структуре собственности "МТС-Украина" появится и новый акционер. Соглашение о франшизе с британским телеком-гигантом включает в себя и опцион на покупку миноритарной доли в уставном капитале украинского оператора.
Дешевле будет
"Приход Vodafone в Украину предполагает смену тарифных планов", — отмечает директор Vodafone по развитию партнерских рынков Стефано Гастаут. По словам генерального директора "МТС Украина" Олега Проживальского, в ближайшее время для абонентов "МТС Украина" подешевеет связь в роуминге в 14 европейских странах, где работает Vodafone. В них будут действовать практически те же тарифы, что и в Украине.
Главная причина смены имиджа — это российские корни "МТС Украина"
Впрочем, конкуренты успели ответить на удешевление роуминга в "МТС Украина" с опережением. Еще 12 октября президент "Киевстара" Петр Чернышов в своем Facebook анонсировал понижение цен в роуминге на передачу данных своей компании. "Мы в "Киевстаре" знаем о потребности доступного интернета в роуминге без дорогой помегабайтной тарификации, поэтому разработали новое безлимитное решение. Это услуга "Свободный Интернет в роуминге" — сутки интернета за 99 грн для контрактных и бизнес-клиентов. В 2016 году ею смогут пользоваться и наши припейд-абоненты" — пишет он. "Свободный Интернет в роуминге" будет действовать в 51 стране, включая все страны Европы.
Впрочем, по словам директора ассоциации "ИТ Украины" Виктора Валеева, доступный роуминг далеко не главное преимущество, которое "МТС Украина" получила после ребрендинга. "Тарифы на роуминг существенно не сказываются на клиентской базе операторов. Клиенты, которым нужна дешевая связь заграницей покупают специальные travel SIM, от туроператоров, которые предоставляют гораздо более дешевую связь".
Сервис наше все
По словам Валеева, для клиентов гораздо важнее рост уровня сервиса в "МТС Украина" после ребрендинга. По его словам, из-за качества обслуживания у "МТС Украина" были серьезные проблемы с привлечением бизнес-клиентов. Теперь все процессы внутри сети будут изменены по примеру британского оператора. В отличие от локальных брендов украинских телеком-операторов, Vodafone — компания с престижным мировым именем, что должно привлечь клиентуру премиум-сегмента. Также, как отметил Олег Проживальский, "МТС Украина" будет работать и по британскому законодательству в области защиты данных и безопасности.
Впрочем, главная причина смены имиджа — это российские корни "МТС Украина". В отличие от "Киевстара", который также опосредовано контролируется россиянами — компанией "Вымпелком" Михаила Фридмана, "МТС Украина" всячески подчеркивала связь с Россией, к примеру, предлагая дешевые звонки северным соседям.
Выходя на рынок под именитым европейским брендом, "МТС Украина" надеется вписаться в тренд европеизации страны
Из-за этого после агрессии РФ у "МТС Украины" начались проблемы с властями. В феврале прошлого года СБУ заявила, что сети компании используются российскими спецслужбами для слежения за украинскими гражданами. После этого Нацкомиссия регулирования связи и информатизации обвинила "МТС Украина" в нарушении лицензионных условий и пригрозила отобрать лицензию. В результате скандал удалось замять, однако чиновники заставили "МТС Украина" установить защитное оборудование на свою сеть. А при подготовке конкурса по продаже лицензий на частоты 3G Арсений Яценюк говорил о намерении не допустить к аукциону компании с российским капиталом.
Негатива вокруг российских корней компании было так много, что в условиях агрессии РФ в Украине ей пришлось изменить структуры собственности, чтобы избежать оттока клиентов. "МТС Украина" продали нидерландской Preludium, которой владеет Allegretto Holding из Люксембурга. Хотя, естественно, сделка является формальной. По данным Торговой палаты Нидерландов, компанию Pleludium B.V. возглавляет Владимир Травков. В соцсети LinkdIn он был зарегистрирован директором подразделения отчетности, планирования и анализа в группе МТС.
Впрочем, смена формального собственника никак не могла повлиять на лояльность украинских абонентов к российскому бренду. "МТС Украина" в "дореволюционные" времена уделял большое внимание юго-восточному региону страны. Поэтому аннексия Крыма и война в Донбассе привели к существенному ухудшению финансовых результатов компании. IV квартал "МТС Украина" закончила с убытком в 140 млн грн против прибыли в 636 млн грн за аналогичный период 2013 года.
Выходя на рынок под именитым европейским брендом, "МТС Украина", по-видимому, надеется вписаться в тренд европеизации страны и привлечь патриотично настроенных клиентов в центре и западе страны. Нельзя исключать, что необходимость как можно быстрее провести ребрендинг повлияла на условия сделки "МТС Украина" с Vodafone, которые Валеев называет очень удачными для британской стороны. "Получить ретрансляционный капитал одного из крупнейших украинских телеком-операторов и долю в распределении его прибылей, не вложив пока не копейки инвестиций, — это очень хорошие условия сделки для Vodafone", — заявил он.