Бесплатный сыр от Путина. Что стоит за предложением РФ реструктуризировать украинский долг
Фокус выяснил у экспертов, что имел в виду президент России, делая Украине якобы выгодное предложение
Россия согласна на реструктуризацию $3 млрд долга Украины. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин, подводя итоги саммита G20. Он сообщил, что Россия может предложить Украине "более выгодные условия" реструктуризации долга, чем те, о которых просил МВФ. "Мы сделали неожиданное предложение: мы не просто согласились с реструктуризацией, а предложили лучшие условия. Мы готовы пойти на более глубокую реструктуризацию. Готовы в этом году вообще не получить никаких денег, а в следующем получить миллиард, в 2017-м — еще миллиард, и в 2018-м — еще миллиард", — сказал Путин.
Он добавил, что российские власти надеются получить гарантии погашения долга от правительства США, властей Евросоюза или от одного из "солидных финансовых институтов". Ответ от Украины российский президент хочет получить до начала декабря.
Напомним: в декабре 2013 года Украина получила от РФ кредит в $3 млрд, который оформили в виде еврооблигаций. Сейчас Киев настаивает на признании долга коммерческим (ведь евробонды могли быть свободно проданы на фондовом рынке) с его последующей реструктуризацией и списанием части задолженности. Россия до этого момента требовала погасить кредит в декабре 2015 года.
Фокус узнал у экономистов, чем может быть чревато для Украины предложение Путина.
исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE-Украина
— Ничего хорошего это предложение Путина не несет. У Украины уже есть договоренность с другими международными кредиторами о том, что долг будет погашаться с отсрочкой на три года и списанием 20% от общей суммы. То есть России мы должны выплатить не $3 млрд, а $2,4, и начиная не с 2016-го, а с 2019 года.
Нынешнее предложение России — это просто реакция на уже существующую договоренность между Украиной и международными кредиторами. Москва должна была как-то отреагировать, иначе молчание можно было бы трактовать как знак согласия с тем, что Украина уже сама договорилась об условиях реструктуризации своего долга. Путин просто попытался представить миру свой жест, как широкий, но на самом деле это не так.
исполнительный директор международного фонда Блейзера, директор Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины
— Предложение Путина создает Украине больше проблем, чем реальных вариантов решения вопроса внешнего долга. Оно в любом случае унизительное. Во-первых, Путин говорит о гарантиях, которые ему должны предоставить "солидные финансовые институты", во-вторых, намекает на то, что уже обсудил этот вопрос с министром финансов США Джейкобом Лью и с главой МВФ Кристин Лагард. То есть Украина в этом обсуждении участия не принимала, она играет унизительную роль объекта, а не субъекта переговоров.
Если сейчас Киев согласится на предложение Путина, это будет значить, что долг России мы будем отдавать раньше, чем остальным кредитором, и без списания 20%. Естественно, другим кредиторам это не понравится, и мы как минимум понесем большие репутационные потери. Кроме того, нам нужно будет где-то найти деньги, чтобы начать отдавать этот долг уже в следующем году, а это значит, что нам снова нужно будет искать того, кто эти деньги нам даст.
С другой стороны, мы можем проигнорировать предложение России, но тогда мы тоже будем выглядеть глупо в глазах мировой общественности, потому что пропустили такое, казалось бы, выгодное предложение. Кроме того, когда Россия не получит первый взнос от Украины, она может подать иск в Лондонский арбитраж, и сомневаюсь, что его решение будет в нашу пользу. Так что здесь, что ни выбери, все будет плохо. Нужно было отдавать деньги России раньше, когда у нас благодаря МВФ была такая возможность. Теперь из ситуации будет сложно выйти без финансовых и репутационных потерь.