Под колпаком у МВФ. Что обещает украинцам проект госбюджета-2016

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Десять показателей проекта госбюджета и три мнения о главном финансовом документе страны, предложенном Министерством финансов

1 декабря на сайте Министерства финансов Украины появился "черновик" государственного бюджета на 2016 год, который должен был оказаться в парламенте не позднее 15 сентября 2015 года. Задержка связана с тем, что параллельно разрабатывается новый Налоговый кодекс, по которому Украина должна начать жить с 1 января 2016 года. Этот документ, готовящийся в Минфине, все еще не попал в Верховную Раду, несмотря на то, что действующий Налоговый кодекс запрещает вносить изменения в налоговое законодательство позднее чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода, то есть — до Нового года.

Сорвав все сроки подготовки и принятия как налоговых изменений, так и бюджета на 2016 год, Украина в очередной раз поставила под сомнение получение следующего транша от МВФ. В фонде дали понять, что продолжение финансирования Украины будет возможно только после принятия бюджета, и, соответственно, фискальных новшеств. Естественно, и первое, и второе должны соответствовать видению МВФ. Обнародованный 1 декабря проект бюджета как раз и является компромиссом с главным кредитором, а его принятие должно разблокировать финансирование Украины.

Документ был сверстан с учетом макроэкономических прогнозов МВФ и налоговой реформы по версии Минфина, которая предлагает унифицировать ставки основных налогов (НДС, подоходный налог физлиц, единый соцвзнос, налог на прибыль предприятий), установив их на уровне 20%. То есть снижение единого соцвзноса (ЕСВ) будет компенсировано повышением ставок других налогов. В проекте бюджета запланирован умеренный рост расходной и доходной части, что соответствует прогнозируемому на 2016 год уровню инфляции.


Дмитрий Боярчук
исполнительный директор Центра социально-экономических исследований "CASE Украина"
Fullscreen
Дмитрий Боярчук исполнительный директор Центра социально-экономических исследований "CASE Украина"

— МВФ утвердил этот проект госбюджета. Так как Минфин очень осторожно, без учета детенизации, просчитывал последствия изменения налоговой базы, я думаю, что этот проект реалистичен. Там нет излишнего оптимизма. Рост доходов в основном предполагается за счет расширения налоговой базы и инфляции. Влияние этого бюджета на граждан и бизнес будет нейтральным. Его основная задача — снизить единый соцвзнос (ЕСВ), при этом сохранить уровень дефицита госбюджета в 3,7% ВВП и остаться в программе МВФ. Но даже это большой шаг вперед. Особенно в нашей ситуации.


Александр Паращий
руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital
Fullscreen
Александр Паращий руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital

— Пока нет достаточных оснований считать, что доходная часть бюджета является выполнимой. С другой стороны, мы должны понимать, что расчеты доходной части прошли инспекцию МВФ, специалисты которого обычно очень сдержаны в своих прогнозах. Новый бюджет построен на сниженном ЕСВ (до 20%. — Фокус). Бизнес, конечно, хотел бы более радикального снижения налогов, но и это тоже неплохой шаг. Возможно, кто-то из предпринимателей даже захочет выйти из тени. Но, очевидно, для крупных агрохолдингов следующий год простым не будет — налоговое бремя на них возрастет.


Мария Репко
заместитель директора Центра экономической стратегии
Fullscreen
Мария Репко заместитель директора Центра экономической стратегии

— Заложенный в проекте рост номинальных доходов и расходов бюджета более-менее сопоставим с ожиданиями МВФ по инфляции на следующий год. О существенных радикальных изменениях по опубликованному документу судить сложно. Будет интересно посмотреть на влияние нового Налогового кодекса и изменения структуры финансирования и расходов бюджета. А это можно будет увидеть не в опубликованных агрегированных данных, а в таблицах-приложениях, обнародования которых мы сейчас ждем.

Мы хотели бы увидеть снижение доли перераспределения ВВП через госбюджет. Очевидная низкая институциональная эффективность государства и выраженный общественный запрос на снижение налогов делают настоящее время самым подходящим для подобной реформы.

Fullscreen