Введение безвизового режима станет началом экспансии лоукостеров в Украину, – Виталий Портянко

Фото: news.tut.by
Фото: news.tut.by

Директор Одесского аэропорта Виталий Портянко рассказал Фокусу о том, при каких условиях иностранные перевозчики-лоукостеры начнут экспансию в Украину и когда Одесса станет крупным транзитным центром, как обещал Михаил Саакашвили 

Прошлый год был тяжелым для экономики. Одесский аэропорт ощутил падение платежеспособности населения?

— Я не помню простых лет в авиа­ции. Даже в относительно благополучный 2013 год прекратила полеты авиакомпания "АэроСвит", осуществлявшая 40% всех пассажирских перевозок из Украины. А после событий 2014-го многие авиакомпании пересмотрели свои маршрутные сетки, прекратив полеты в Украину или существенно сократив их частоту. Естественно, общая ситуация сказалась и на нашем аэропорте. Так, в 2013 году мы впервые перевезли более миллиона пассажиров, а уже в 2014 году пассажиропоток снизился на 19%, до 870 тыс. пассажиров.



Виталий Портянко: "Стоит подумать над отменой НДС на внутренних рейсах. Это даст толчок для внутренних перевозок и развития региональных аэропортов"
Fullscreen
Виталий Портянко: "Стоит подумать над отменой НДС на внутренних рейсах. Это даст толчок для внутренних перевозок и развития региональных аэропортов"

Вместе с авиакомпаниями мы стабилизировали ситуацию и привлекли новых авиаперевозчиков. В итоге за январь — ноябрь прошлого года мы обслужили около 900 тыс. пассажиров. И это с учетом девальвации гривны и прекращения прямого авиасообщения с Россией. Аэропорт смог компенсировать падение пассажиропотока за счет других направлений, а также открытия рейсов в Минск и Кишинев. Теперь пассажиры из Одессы летят в Россию транзитом через эти пункты.

Увеличение пассажиропотока — это не эффект режима открытого неба, который ввели в Одессе летом?

— Режим открытого неба на практике еще не работает. Хотя он вызвал большой интерес к Одесскому аэропорту со стороны турецких авиакомпаний. На многих направлениях еще существуют ограничения по количеству выполняемых рейсов с каждой стороны, обусловленные действующими межправительственными соглашениями. В идеале все коммерческие вопросы должен решать рынок: пассажир сам своими деньгами голосует за лучшее предложение. Точно так же и рынок построит отношения между пассажирами, аэропортами, перевозчиками и компаниями наземного обслуживания лучше любых госорганов.

А пока наш пассажиропоток растет благодаря запуску новых маршрутов. Например, авиакомпания "МАУ" в этом году открыла новые внутренние и международные направления. Среди них Львов, Харьков, Вильнюс, Ларнака, Баку. Другой украинский перевозчик, "Днеправиа", эксплуатировал линию Одесса — Днепропетровск. Плюс Одесский аэропорт начал сотрудничество с семью новыми авиакомпаниями. Например, к нам вернулись Austrian Airlines. До этого они не летали в Одессу пять лет.

Cтабилизировалась ситуация и с чартерными рейсами. С января 2016-го запланировано увеличение частоты полетов авиакомпании LOT Polish Airlines на линии Варшава — Одесса до семи раз в неделю и авиа­компании "МАУ" на линии Одесса — Стамбул до двух рейсов в день. Рейсы в Тель-Авив летом планируем выполнять ежедневно. Уже есть решение об увеличении частоты полетов Ellinair в Салоники. С марта 2016 года возобновляет полеты авиакомпания Lufthansa. С апреля Czech Airlines начнут выполнять полеты с тремя рейсами в неделю, а Austrian Airlines с апреля перейдут на ежедневную частоту.

Губернатор Одесской области Михаил Саакашвили заявлял, что аэропорт Одессы может и должен стать крупным транзитным центром. Это реально?

— Одесский аэропорт действительно может стать транзитным центром средиземноморских направлений. Сегодня мы заканчиваем строительство нового терминала — еще в октябре завершили фасадные и кровельные работы, начали внутреннюю отделку. Скоро введем в действие терминал общей площадью в 29 тыс. кв. м (площадь нынешнего — 8 тыс. кв. м. — Фокус), который сможет обслуживать 3 млн пассажиров в год. Но, чтобы выйти на такой пассажиропоток, нужна капитальная реконструкция аэродромного комплекса: систем навигации и взлетно-посадочной полосы. У нас ведь в Одессе туманы — частое явление. А существующая полоса и система навигации не позволяют принимать воздушные суда при видимости ниже 800 метров. Это означает задержки рейсов или вообще необходимость вылетевшему самолету возвращаться в базовый аэропорт, если Одессу внезапно накрыл туман. Для авиакомпаний это дополнительный риск. Поэтому, чтобы Одесса стала крупным транзитным центром, мы должны обеспечить условия для приема самолетов при любых погодных условиях.

Международный аэропорт Одессы / Фото: Facebook/Odessa International Airport

Почему вы этого не делаете?

— Согласно законодательству, реконструкцией полосы имеет право заниматься только государство. Именно оно является владельцем аэродромного комплекса аэропорта. Одесский горсовет еще в 2013 году утвердил проект землеустройства по отводу земельных участков для его реконструкции, а Кабмин — условия предоставления государственных гарантий с целью привлечения средств на финансирование проекта. Однако госгарантии так и не были предоставлены, хотя на всех уровнях мы слышим о поддержке проекта. Мы надеемся, что механизмы финансирования все же будут найдены и работы по строительству нового аэродромного комплекса аэропорта начнутся в следующем году.

Безвизовый режим с ЕС становится все более реальной перспективой, а лоукостеры в Украину не идут. Одесский аэропорт ведет переговоры с европейскими перевозчиками?

— Осенью была рабочая встреча с гендиректором WizzAir Джозефом Варади. Ему понравился наш новый терминал. Компания готова начать полеты в Одессу при условии модернизации взлетно-посадочной полосы. В целом, я думаю, что именно введение безвизового режима станет мощным толчком для увеличения пассажиропотока и начала экспансии лоукостеров в Украину.

Ради привлечения лоукостеров вы будете снижать аэропортовые сборы?

— Аэропортовые сборы не являются для авиакомпаний определяющим фактором при открытии рейса. Тем более что аэропорт эти деньги вкладывает в модернизацию инфраструктуры и таким образом снижает затраты на наземное и пассажирское обслуживание. К примеру, в существующем терминале мы увеличили количество стоек для регистрации, открыли новый зал вылета международных рейсов, увеличили пропускную способность, приобрели досмотровое оборудование, отвечающее современным требованиям авиационной безо­пасности, создали собственную кинологическую службу с собаками, натренированными на поиск взрывчатых веществ.

Снижая аэропортовые сборы, можно дополнительно заработать на возросшем пассажиропотоке. К примеру, за счет ресторанов, парковок.

— Это в теории. На практике в нынешних условиях, когда на авиабилет люди вынуждены копить деньги месяцами, начнут ли одесситы массово скупаться в dutyfree, питаться в ресторанах, ездить в аэропорт не на троллейбусе, а на такси? Напротив, для привлечения пассажиров мы вводим социальные услуги. Например, у нас бесплатная стоянка около аэропорта в течение часа. В прошлом году закупили оборудование, необходимое для комфортного обслуживания пассажиров с особыми потребностями.

Fullscreen

Антимонопольный комитет проводил расследование по завышенным ценам на авиационное топливо у единственного поставщика в аэропорту. Вам удалось сбить цену на топливо или найти новых поставщиков?

— Мы постоянно ищем альтернативных поставщиков и ведем переговоры. Но у нас не такой большой аэро­порт, чтобы заинтересовать мировых игроков. Что нам удалось сделать, так это добиться от действующего заправщика "Лукойл Авиэйшн Украина" снижения цен на топливо на 30% (абсолютных цифр в АМКУ и Одесском аэропорту не раскрывают, так как стоимость контрактов по заправке "в крыло" является коммерческой тайной. — Фокус). Кроме того, мы создаем собственную службу авиатопливного обеспечения. Сейчас проходим сертификацию и вскоре начнем поставлять авиационное топливо по еще более конкурентным ценам.

Тем не менее пока цены на авиабилеты — это самый болезненный вопрос для украинских пассажиров. Почему в Украине они значительно выше, чем в ЕС при полетах на аналогичные расстояния?

— Мой рецепт снижения стоимости авиабилетов на рынке Украины прост: максимальная либерализация воздушного сообщения с другими странами и упрощение условий для ведения бизнеса в Украине. Стоит подумать и над отменой НДС на внутренних рейсах. Это даст толчок для внутренних перевозок и развития региональных аэропортов. Кроме того, можно было бы отказаться от акцизных сборов на комплектующие, запасные части и оборудование для наземного обслуживания. Говоря глобально, Украине нужны эффективные госпрограммы по поддержке авиакомпаний и аэропортов. В любой стране государство так или иначе оказывает помощь авиационной отрасли.