Дорога дальняя. Что теряют украинские экспортеры из-за ограничения транзита через РФ

Фото: i-vesti.com.ua
Фото: i-vesti.com.ua

Путь через два моря дороже и длиннее, но альтернатив нет. Бизнесу придется снижать себестоимость своей продукции, чтобы нивелировать возросшую стоимость логистики

15 января из Ильичевского порта отправился первый контейнерный поезд в Китай. Его маршрут пройдет по транскаспийскому коридору, так называемому Новому шелковому пути — через Черное море, Грузию, Азербайджан, Каспийское море и Казахстан. Доставка контейнерных грузов до границы с Китаем по этому маршруту занимает около 11 дней. При этом перевозка стандартного "двадцатифутового" контейнера от границы Китая до Чопа обходится около $8 тыс. Перевозка такого же груза через территорию России занимает 9 дней и стоит вдвое дешевле. Впрочем, украинские экспортеры рады и такой альтернативе. После того как президент РФ Владимир Путин 1 января де-факто запретил транзит украинских грузов через территорию России, транскаспийский путь стал достаточно привлекательным маршрутом поставок товаров в Среднюю Азию и Западный Китай.

Что везем

Страны Средней Азии — одни из главных внешнеэкономических партнеров нашей страны. По данным Госстата, за 11 мес. 2015 года товарооборот с Казахстаном составил $900 млн ($606 млн экспорт и $294 млн импорт), Узбекистаном — $194 млн ($143 млн экспорт и $51 млн импорт), Туркменистаном — $161 млн ($148 млн экспорт и $10 млн импорт), Киргизстаном — $72 млн ($6 млн экспорт и $67 млн импорт), Таджикистаном — $29 млн ($26 млн экспорт и $3 млн импорт). Кроме того, через Россию и Казахстан идет товарооборот с Монголией — $23 млн ($22 млн экспорт и $0,6 млн импорт) и экспресс-доставка части товаров в Китай (путь морем в обход Индии и Африки занимает 45 дней). Общий товарооборот с Китаем составляет $5,1 млрд ($2,1 млрд экспорт и $3 млрд импорт).

По словам министра агрополитики Алексея Павленко, существенную долю в украинском экспорте в страны Средней Азии и Монголию составляют продукты питания. Главным образом это изделия из зерна и хлебных злаков, какао-бобы и шоколад, кондитерские изделия, мясо, сыры и йогурты. Также экспортируются в значительном количестве спирт, сахар, маргарин, продукты переработки овощей и плодов, молоко сгущенное, сливочное масло, вина.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

Стоп мотор

Ограничение транзита украинских товаров стало дополнением российских санкций против Украины. Формально Россия не запретила транзит украинских товаров через свою территорию, а лишь изменила его правила. Отныне украинские товары, следующие в Казахстан, страны Средней Азии, Монголию и Китай, разрешается ввозить на территорию РФ лишь через один железнодорожный и автомобильный пограничный переход на границе с Беларусью (то есть транзитные грузы не имеют права непосредственно пересекать украино-российскую границу). Кроме того, Россия потребовала ввести двусторонние квоты на транзитные грузоперевозки. Как поясняют в Мининфраструктуры, эти квоты не согласованы, что де-факто привело к полной остановке перевозок.

Впрочем, запрет россиян на транзит украинских грузов нельзя назвать новостью. По словам главы ассоциации "Укркондпром" Александра Балдынюка, еще с осени северные соседи остановили транзит по своей территории вагонов Укррефтранса, а РЖД отказывалась предоставлять свои вагоны украинским производителям кондитерских изделий.

Что дальше

Чиновники возлагают большие надежды на транскаспийский коридор. Приветствует появление нового маршрута и бизнес. По словам Балдынюка, кондитеры согласны платить дороже за транзит, лишь бы иметь стабильный канал доставки своих товаров в Азию.

Тем не менее бывший замминистра инфраструктуры Александр Кава прогнозирует значительное снижение объемов торговли с Казахстаном, странами Средней Азии и Монголией в этом году. По его словам, существенно увеличить перевозки грузов по транскаспийскому коридору можно только при помощи введения государственных дотаций для грузоотправителей и грузополучателей. Необходимость производить четыре перевалки груза либо пользоваться для перевозки железнодорожных составов через моря дорогими Ro-Ro паромами (на которые заезжает железнодорожный состав целиком) приводит к значительному повышению стоимости украинских товаров и, как следствие, снижению их конкурентоспособности.

На изменение позиции РФ в отношении транзита украинских товаров в ближайшее время надеяться не приходится

Кроме того, Арсений Яценюк уже заявил о расширении санкций против России из-за ограничения транзита. Однако, по мнению бизнес-омбудсмена Тараса Качки, введение жестких контрсанкций в отношении РФ может вызвать неприятные вопросы в отношении Украины на сессии Всемирной организации торговли в апреле, на которой будет заслушиваться доклад Украины о соблюдении норм ВТО. По его словам, логичнее было бы отложить новые санкции на конец года. В сентябре ВТО намерено обсудить неправомерные действия в международной торговле России. И чем меньше санкций мы сейчас введем в отношении россиян, тем менее выгодной окажется позиция противника.

Одним словом, на изменение позиции РФ в отношении транзита украинских товаров в ближайшее время надеяться не приходится. Чиновникам придется как можно скорее договариваться с россиянами о квотах на грузоперевозки и пытаться заинтересовать европейский бизнес стабильностью Нового шелкового пути, так как увеличение объема перевозок приведет к снижению стоимости доставки тонны груза. Украинскому же бизнесу пока придется изыскивать способы оптимизировать бизнес-процессы и снижать себестоимость своей продукции, чтобы даже при условии двукратно возросшей стоимости логистики она по-прежнему оставалась конкурентной.