Запутались в сетях. Какой мобильной связью пользуются в "ДНР" и "ЛНР"
Люди на подконтрольной сепаратистам территории без связи не останутся. МТС и Lifecell пока продолжают там работать
Сепаратисты создали в Луганской области телеком-оператора "Лугафон" на основе экспроприированного оборудования "Киевстар". Естественно, деятельность этой структуры незаконна, поэтому Нацкомиссия по госрегулированию связи и информатизации распорядилась блокировать трафик с кодом сети +38072, который присвоил себе "Лугафон".
Кроме того, НКРСИ указала телеком-операторам на недопустимость предоставления услуг фиксированной и мобильной связи на территории АТО.
Впрочем, "МТС Украина" и "Астелит" (бренд Lifecell, ранее Life:)) продолжают работать на подконтрольной сепаратистом территории. Официальная формулировка — оставшееся на территории "республик" оборудование работает автономно. Проверить, так это или нет, у украинских чиновников, понятное дело, возможности нет. Кроме того, как поясняет на условии анонимности один из топ-менеджеров крупного телеком-оператора, подконтрольная сепаратистам зона достаточно узкая. Люди по ней перемещаются и регистрируются в сотах, расположенных на подконтрольной Украине стороне линии фронта. Поэтому доказать факт предоставления услуг украинскими операторами мобильной связи сепаратистам непросто.
Вне зоны доступа
4 февраля 2015 года вооруженные люди ворвались в технический офис "Киевстар" в Донецке. Они обесточили и повредили оборудование узла связи, что привело к отключению услуг для части Донецкой и Луганской областей. А уже 22 апреля "ДНР" объявила о создании собственного "государственного" оператора мобильной связи "Феникс". Осенью "подтянулись" и луганчане. На базе оставшегося в области оборудования "Киевстар" они создали оператор "Лугафон".
Из "большой тройки" украинских телеком-операторов полностью прекратил работу на оккупированных территориях лишь "Киевстар"
Услуги сепаратистских операторов – голосовые звонки и СМС. Мобильного интернета пока нет. Звонить можно было внутри своей сети, на фиксированные номера на территории непризнанных республик и с "Феникса" на "Лугафон". Невозможность соединиться с внешним миром являлась главной головной болью самозваных операторов. Но решение проблемы нашли. У непризнанных республик остались магистральные линии связи, которые можно использовать для интернет-соединения. "Фениксу" удалось подключиться к одному из шлюзов для IP-телефонии и предоставлять услугу звонков в Россию. Недавно появилась возможность и позвонить из России на номера "Феникса". Для этого российский абонент должен набрать российский номер коммутатора (все тот же интернет-шлюз), а затем уже номер абонента в "ДНР".
Разнообразием не отличаются и способы пополнения счета. Это можно сделать лишь на почте. Там же предъявителям паспорта продают стартовые пакеты.
В сентябре прошлого года ходили слухи, что "госоператоры" решили монополизировать услуги связи и экспроприировать оборудование "МТС Украина" и "Астелит", которые продолжают работать на территории непризнанных республик. В интернете появились скриншоты распоряжения "министерства связи ДНР" о запрете работы украинских операторов. Однако 6 октября на официальном сайте этого "министерства" появилось заявление, опровергающее данную информацию. "Все мобильные операторы на территории республики работают в прежнем режиме", – говорится в заявлении. При этом сепаратисты поясняют, что список телеком-операторов, имеющих право работать на территории "ДНР", 10 августа подали на регистрацию в "министерство юстиции ДНР". Но до сих пор официального перечня работающих на оккупированной территории операторов нет.
Абонент снова на связи
Из "большой тройки" украинских телеком-операторов полностью прекратил работу на оккупированных территориях лишь "Киевстар". Почему боевики экспроприировали оборудование именно этой компании, однозначного ответа нет. Возможно, у "Киевстара" на востоке было меньше всего абонентов, поэтому отключение оборудования этой сети, необходимое для создания собственных операторов, стало наименее болезненным. Однако нельзя исключать, что "Киевстар" попросту оказался единственным, с кем сепаратистам не удалось договориться. Компания входит в группу Vimpelcom российского бизнесмена Михаила Фридмана. Акции Vimpelcom котируются на мировых биржах, поэтому для компании нарушение международных норм категорически неприемлемо.
До сих пор официального перечня работающих на оккупированной территории операторов нет
С "МТС Украина" и "Астелит" ситуация более неоднозначная. "Всегда хотелось узнать, как на территориях "ДНР" и "ЛНР" работают наши оба конкурента? Если НКРСИ не видит в этом нарушений, значит, и я не возмущаюсь. Хотя ответа на вопрос, почему оккупанты захватили оборудование "Киевстар", а других операторов трогать не решились, у меня до сих пор нет", – заявил президент "Киевстар" Петр Чернышов.
В "МТС Украина" поясняют, что оставшееся у сепаратистов оборудование работает в автономном режиме, они не завозят в подконтрольные сепаратистам территории карт пополнения счета, однако не намерены прекращать предоставление услуг в непризнанных республиках. "Мы продолжим работать, пока не будет решения правительства закрыться и уйти оттуда. Там живет много украинцев, нуждающихся в связи с той частью людей, которые выехали к нам", – пояснил генеральный директор "МТС Украина" Олег Проживальский.
Тем не менее источник Фокуса убежден, что оборудование не может так долго работать без технического обслуживания. Косвенно подтверждает факт обслуживания оборудования в "ДНР" и информация в местных СМИ. Так, в декабре прошлого года в Горловке и Ясиноватой у абонентов "МТС Украина" возникли проблемы со связью. В техподдержке компании абонентам якобы сказали, что уже занимаются решением вопроса. "На данный момент действительно возникают сложности с работой услуг. Эксперты уже занимаются вопросом. В скором времени вы сможете пользоваться услугами", – сообщили в поддержке оператора", пишет городской портал Горловки gorlovka.ua.
Об автономной работе оборудования говорят и в "Астелите". Однако, по словам лидера сепаратистов "ЛНР" Игоря Плотницкого, компания наращивает свои мощности на подконтрольных сепаратистам территориях Луганской области. "Сейчас у нас будет развиваться Life. Это турецкая компания, которой все равно, где деньги зарабатывать – то ли в Украине, то ли в ЛНР", – сказал боевик.
Акции турецкой компании Turkcell, которой принадлежат 100% "Астелит", также торгуются на мировых биржах, но у Turkcell есть опыт работы в непризнанных государствах. Ее дочерняя компания Kuzey Kıbrıs Turkcell предоставляет услуги мобильной связи в так называемой Турецкой республике Северного Кипра, образовавшейся после оккупации турецкой армии части кипрских территорий и так же, как "ДНР" и "ЛНР", непризнанной мировым сообществом.
Но в lifecell обвинения в свой адрес опровергают. Как объяснили Фокусу в пресс-службе оператора, компания еще год назад по согласованию с Госспецсвязи вывезла с территории АТО все свое коммутационное оборудование. "Мы исключили возможность третьим лицам получить доступ к нашей сети и данным в зоне АТО. Благодаря такому техническому решению мы можем в рамках украинского законодательства предоставлять услуги связи на территории Донецкой и Луганской областей, где обстоятельства это позволяют", - сообщили в компании.
Иными словами, управление сетью lifecell в зоне АТО осуществляется удаленно, из других городов, так как все ключевое сетевое оборудование lifeсell находится вне оккупированных территорий. При этом, учитывая дистанционное управление, часто наблюдаются перебои со связью со стороны базовых станций.
Работа украинских операторов на подконтрольных сепаратистам территориях – лишь часть проблемы отсутствия адекватного регуляторного поля, касающегося предпринимательской деятельности на подконтрольных сепаратистам территориях. Чиновники до сих пор не определились с тем, может ли украинский бизнес вообще работать в непризнанных республиках, и если да, то на каких условиях.