Вопрос цены. Когда такси дешевле личного автомобиля

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Фокус подсчитал, что покупка своего автомобиля в Киеве выгодна, лишь начиная с определенного пробега в день

Владение машиной в мегаполисе — удовольствие сомнительное. Прежде всего из-за вечных пробок и "тянучек". Поездка в час-пик из спального района в центр занимает гораздо больше времени, чем на метро, особенно в зимнее время, когда коммунальные службы не справляются со снегопадом. Да и с безопасностью автовладельцев дела обстоят не очень хорошо. Из-за войны и экономического кризиса уровень преступности резко вырос, в том числе увеличилось количество случаев угонов авто. Благодаря электронным сканерам кодов от сигнализации, злоумышленники научились справляться даже с дорогими системами безопасности.

Кроме того, как показывает "Исследование перемещений домовладельцев" (Household Travel Survey), регулярно проводимое минтрансом США, даже в просторной Америке 95% людей ежедневно проезжают на авто в среднем менее 50 км. Поэтому во многих случаях поездки на такси обойдутся дешевле, чем покупка собственного авто.

Фокус подсчитал, во сколько обойдется день эксплуатации купленного в автосалоне компактного автомобиля, подержанной машины и электрокара при различном дневном километраже пробега. Сразу оговоримся: мы исходили из того, что авто будет использоваться исключительно по городу. Если необходимы частые поездки за пределы мегаполиса, альтернативы собственному авто нет.

По-богатому

Для начала мы подсчитали стоимость эксплуатации новой KIA Rio с бензиновым двигателем объемом 1,4 л и автоматической коробкой передач. Такое авто в "бизнес"-комплектации стоит сейчас 387 тыс. грн. Мы исходили из того, что после завершения трехлетнего срока гарантийного обслуживания машину продадим. Сейчас эта модель 2012 г. выпуска стоит около 270 тыс. грн, то есть за год амортизация авто составит 37 тыс. грн.

Если необходимы частые поездки за пределы мегаполиса, альтернативы собственному авто нет

Стоимость страховок КАСКО и ОСАГО в год суммарно — около 18 тыс. грн. Кроме того, порядка 1,5 тыс. грн обойдется ежегодное ТО в авторизованном сервисе с заменой расходников. 25–30 грн в сутки, или около 10 тыс. грн в год, придется выложить за платную парковку по ночам. Оставлять новое авто на улице по нынешним временам страшно. Также периодически приходится парковаться на платных парковках в центре. Мы исходили из того, что каждый день машину придется на 1 час оставлять во ІІ зоне столицы, где стоимость парковки составляет 7 грн в час. Это 2,5 тыс. грн в год. В довершение всего авто нужно примерно раз в месяц мыть. Это еще 1,8 тыс. грн в год. Наконец, за хранение сменной резины придется заплатить около 80 грн в мес., или 960 грн в год.

То есть эксплуатация купленного в салоне KIA Rio обойдется в 72 тыс. грн в год, или 200 грн в день. К этой сумме следует добавить стоимость топлива из расчета потребления по городу 8 л А-95 на 100 км по цене 20,99 грн за л.

Экономно

Значительно дешевле обойдется покупка подержанного Daewoo Lanos. Так как сейчас сжиженный газ в два раза дешевле бензина, мы искали на автобарохолках авто с уже установленным газобаллонным оборудованием. Такой Lanos 2006 г. выпуска можно купить в пределах 100 тыс. грн. Однозначный плюс — подержанные машины экономкласса со временем мало падают в цене. Такой же Lanos 2003 г. выпуска стоит около 80 тыс. грн. То есть продав машину через три года, мы потеряем всего 20 тыс. грн, или 6,7 тыс. грн в год.

ОСАГО будет стоить около 700 грн. КАСКО для десятилетнего Lanos покупать особого смысла нет.

Нет резона и оставлять такую машину на охраняемой парковке. Да и редко владельцы Lanos пользуются платными парковками. Дешевле пешком квартал пройти. Хранить резину мы будем на балконе, бесплатно, а мыть машину на мойке с самообслуживанием — 40 грн в месяц хватит с головой.

Из неприятных новостей: на старом Lanos вечно что-то ломается. Да и расходники надо часто менять. По отзывам владельцев старых Lanos отечественной сборки, в год на ремонт они тратят от 5 тыс. грн.

То есть за год эксплуатация подержанного Daewoo Lanos при максимальной экономии обойдется в 13 тыс. грн, или 36 грн в день без учета топлива. К этой сумме следует добавить купленный на нелегальной станции по 8 грн за л газ. Его средний расход по городу составляет 10 л на 100 км.

Fullscreen

Однозначный плюс — подержанные машины экономкласса со временем мало падают в цене

Экологично

Следуя веяниям моды, мы решили подсчитать стоимость эксплуатации электромобилей Nissan Leaf. Официально они в Украине не продаются, но привезенное из США авто 2014 г. выпуска с автоматической коробкой передач, замененной батареей и трехлетней гарантией можно купить у "серых" дилеров за 650 тыс. грн. Такое же авто, но 2011 г. выпуска, стоит 460 тыс. грн. То есть при условии продажи авто после истечения срока гарантии мы теряем 190 тыс. грн, или 63,3 тыс. грн в год.

Суммарная стоимость КАСКО и ОСАГО для автомобиля такой цены составит порядка 35 тыс. грн. Парковать электрокар, мыть его и хранить шины мы будем так же, как и в случае с KIA Rio. Приятная новость: во время ТО не придется менять никакие расходники. Стоимость "профилактического" осмотра во время гарантии составит лишь 300 грн в год.

Таким образом, эксплуатация Nissan Leaf обойдется в 104 тыс. грн в год, или 285 грн в день. Впрочем, дороговизна эксплуатации компенсируется низкими расходами на электроэнергию. Если заряжать машину дома, по отзывам владельцев, плата за электроэнергию составит 8 грн на 100 км пробега. Однако на многих АЗС уже стоят зарядки, которыми можно воспользоваться бесплатно. Если поровну пользоваться теми и другими, стоимость зарядки на 100 км пробега составит 4 грн.

Что почем?

На маршрутах короче 70 км конкурировать по экономичности с такси может разве что старенький Lanos на газу. Но, с другой стороны, большая часть эконом-такси использует машины того же класса. К тому же в случае такси нельзя быть уверенным в профессионализме водителя и в том, что машину подадут в нужное время.

Стоимость километра пробега при соответствующем километраже с учетом топлива, грн

Fullscreen

Любопытно, что при ежедневном пробеге в 60 км использование электромобиля становится выгоднее, чем малолитражного авто с бензиновым двигателем. Сегодня цены на электромобили довольно высоки из-за дефицита в мире мощностей по производству ацетиленида лития, из которого делают батареи. Но раз есть спрос, то обязательно появится и предложение — строительство новых мощностей дело нескольких лет. Электрокары со временем будут дешеветь, и за ними будущее городского транспорта.