Кохтопус. Кто управляет одной из самых успешных компаний мира
Под руководством Чарльза Коха Koch Industries увеличила доходность почти в 2000 раз, с $68 млн в 1968 году до $115 млрд в 2015-м. Она вошла в двадцатку крупнейших компаний мира и стала одной из двух самых крупных частных компаний США
"Не верьте коммунистам, не берите в долг и не продавайте семейный бизнес", — три "правила Фреда Коха" его четыре сына усвоили с самого детства. Страх перед долгами Коха-старшего был так велик, что в последние годы жизни он выводил всю прибыль из бизнеса, чтобы детям было чем заплатить налоги на наследство. Поэтому Чарльз Кох принял в управление хотя и крепкую, но второсортную компанию с рентабельностью менее 3%.
Уже через год после прихода в главный кабинет компании Чарльз затеял судьбоносную для бизнеса сделку. Чтобы получить контроль над Great Northern Oil Company, Кох нарушил сразу два завета отца: занял "под честное слово" $25 млн у другого совладельца Great Northern Oil, нефтяного магната Джеймса Говарда Маршалла II, а затем вернул долг долей в Koch Industries. Чарльзу понадобился весь его дар убеждения, чтобы добиться от братьев согласия на продажу доли бизнеса чужаку Маршаллу.
Следующая идея Чарльза Коха встретила еще большее сопротивление семьи. Он предложил братьям взять за правило реинвестировать в развитие 90% прибыли. С ним согласился Дэвид Кох, но Фред-младший и Билл были категорически против. Решающим оказался голос Маршалла, который — уже в качестве совладельца Koch Industries — поддержал Чарльза.
"Не верьте коммунистам, не берите в долг и не продавайте семейный бизнес", — три "правила Фреда Коха"
Разногласия во взглядах на цели бизнеса вскоре привели братьев в зал суда. Тяжба между Чарльзом и Дэвидом, с одной стороны, и Фредом и Биллом — с другой, длилась почти 10 лет и едва не довела бизнес до краха, когда в 1980-м Фред и Билл попытались захватить власть в компании. И снова "чужак" Маршалл встал на сторону Чарльза. В итоге в 1983-м Чарльз, Дэвид и Маршалл выкупили доли у Фреда и Билла — за астрономическую по тем временам сумму в $1,3 млрд. Но со временем стало ясно, что это была одна из самых успешных инвестиций в истории бизнеса. Сегодня Чарльз и Дэвид Кохи делят 6-е и 7-е места в международном рейтинге миллиардеров Bloomberg с состоянием по $45,4 млрд у каждого.
Фокус собрал высказывания Чарльза Коха, который по праву может считаться символом американского предпринимательства.
О демократии: "Настоящая демократия начинается, когда люди могут управлять своими жизнями и выбирать, как им потратить свои деньги. При нынешней демократии мы каждые два или четыре года выбираем кого-то, кто говорит нам, как надо жить"
О развитии экономики: "Страны, которые четко определяют и защищают индивидуальную частную собственность, правильно стимулируют инвестиции и рост. Те, которые угрожают частной собственности и конфискуют ее, теряют капитал и приходят в упадок"
О налогах: "Большая часть того, на что правительство тратит деньги, приносит больше вреда, чем пользы. Я полагаю, что мои коммерческие и некоммерческие инвестиции намного полезнее для общественного благосостояния, чем отправка денег в Вашингтон"
О борьбе с коррупцией в правительстве: "Единственный способ этого достичь — запретить правительству раздавать бесплатные конфетки. На них все слетаются как мухи на мед. Первое, что нужно сделать, — это отменить государственные субсидии и компенсации бизнесу"
О власти капитала: "Главная сила власти — это способность принуждать. У нас с братом нет такой силы"
О своих амбициях: "Я всегда был безразличен к роскоши, я хотел что-то построить"
О своей инвестиционной стратегии: "Мы покупаем компании не для того, чтобы их выжать и выбросить, а чтобы построить и развить новый бизнес"
О праве государства распоряжаться деньгами граждан: "Самые большие проблемы в обществе произошли в тех областях, которые, как считается, лучше всего контролируются коллективно: атмосфера, водоемы, улицы городов, политические организации и человеческая добродетель"
О спланированной на десятилетия стратегии управления компанией: "У нас лучшие руководители и наибогатейший опыт управления. Если меня собьет грузовик, тогда я отойду от дел и станет только лучше"
О движущей силе мирового развитии: "Экономическая свобода является ключом к более широким возможностям для улучшения качества жизни. Это свобода выбора: как производить, продавать и использовать свои собственные ресурсы, соблюдая при этом права других делать то же самое. Эта простая концепция — двигатель, который управляет развитием в мире и объясняет, почему некоторые общества процветают, а другие нет"