Стоп-машины. Почему в Украине прекратили работать более тысячи автошкол
В Украине приостановили работу более тысячи автошкол. Причина: МВД не успело подготовить новую систему аккредитации
До прихода к власти Виктора Януковича автошколы не аккредитовывали: они получали лицензии от Министерства образования. Но в 2011 году, фактически продублировав существующую процедуру лицензирования, был введен порядок аккредитации Министерством внутренних дел. По словам участников первого в истории страны Национального форума автошкол, который прошел в Киеве, это было сделано с коррупционной целью: за аккредитацию приходилось выкладывать минимум 4–5 тысяч долларов. В Украине около 2000 автошкол, и несложно подсчитать: цена вопроса в масштабах страны — около 10 млн долларов.
Теперь представители автошкол предлагают упразднить фактически ненужную процедуру аккредитации. Аргументируют это в том числе и тем, что такой шаг соответствует директивам Евросоюза, которые Украина обязалась принять, подписав в июне 2014 года Ассоциацию с ЕС. Европейцы, обеспокоенные торговлей водительскими удостоверениями в Украине, потребовали от украинского Кабмина изменить систему подготовки водителей. Среди прочего необходимо обеспечить контроль за автошколами со стороны независимой структуры. На эту роль подходит Министерство образования, а Министерство внутренних дел эту функцию выполнять не может, поскольку само выдает водительские удостоверения.
Однако МВД не собирается отказываться от права аккредитовывать автошколы. Более того, в министерстве "не заметили" возможности пролонгации аккредитационных документов, что можно было сделать постановлением Кабмина. Подобного приказа ждали от и. о. директора Главного сервисного центра МВД Украины Владислава Криклия, однако он заявил участникам форума, что это вне его компетенции. Ведь сервисные центры формально не являются правопреемниками ГАИ.
Необходимо обеспечить контроль за автошколами со стороны независимой структуры
— Сейчас наш приказ о прохождении процедуры аккредитации находится на подписи у министра юстиции, — сказал Владислав Криклий. — Надеюсь, что 25 мая он будет подписан и опубликован. Из-за того, что диалог по поводу продления аккредитации затянулся, квартал мы потеряли. Не стоит забывать, что мы существуем в бюрократической среде, где есть определенные правила, придуманные не нами.
Подтянув "дополнительные силы из Киева и области", Владислав Криклий планирует начать процедуру аккредитации на следующий же день после опубликования приказа. "Работая день и ночь", сотрудники Главного сервисного центра МВД Украины должны ежедневно принимать решения по сотне автошкол. Таким образом, по мнению Владислава Криклия, за месяц-полтора удастся решить проблему и восстановить их работу.
Круглосуточная работа сотрудников Главного сервисного центра даст возможность работать автошколам по старой схеме не более года, поскольку к этому сроку должна заработать новая система подготовки водителей, согласованная с Евросоюзом. Помощник главы подкомитета по вопросам безопасности дорожного движения Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта Николай Горбаха признался Фокусу, что не видит в этой системе МВД.
"Когда я начал делать первые шаги по разработке реформы, в Минобразования мне сказали: мы будем выдавать лицензии автошколам, а за качество подготовки водителей пусть отвечает Минтранс, — сказал он. — В МВД повторили то же самое: давайте мы будем аккредитовывать, а Минтранс пусть проверяет качество подготовки. Но это в корне неправильная схема. МВД из нее надо убирать".
"Отмена аккредитации ближе к европейскому опыту и к директивам ЕС, — рассказал Фокусу глава наблюдательного совета Общественной организации "Всеукраинское партнерство во имя безопасности дорожного движения", чрезвычайный и полномочный посол Украины Александр Чалый. — По крайней мере в том, что касается подготовки водителей категорий А и В (мотоциклы и легковые автомобили. — Фокус). Если МВД не пойдет нам навстречу в этом, мы будем обращаться в правительство и в парламент. Мы ведь не требуем чего-то невозможного. Мы фактически лишь просим выполнить директивы ЕС — обязательства, которые и так взяло на себя государство".
- Читайте также: Не по карману. Когда в Украине подешевеют авто
Пока победа в этом противостоянии осталась за МВД. Затянув время, чиновники министерства фактически поставили сторонников европейских реформ перед выбором: либо автошколы прекращают работать, либо все остается по-прежнему. Заложниками в этой ситуации стали сотрудники автошкол, а также десятки тысяч курсантов, которые не могут получить водительские удостоверения. Ежегодно украинские автошколы выпускают около 500 тыс. курсантов.
- Читайте также: Почти даром. Сколько экономят владельцы электромобилей
Пока остается неясным, что будет, если Минюст по той или иной причине не пропустит приказ о прохождении переаттестации либо Кабмин не пролонгирует старые документы. В кулуарах форума говорили об организованном перекрытии основных автотрасс Украины в случае, если в течение ближайшей недели автошколы не смогут продолжить работу.