Знакомые все лица. 5 бизнес-империй, возрождающихся после бегства Януковича и Ко

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Фокус отобрал пять показательных примеров крупного бизнеса, возрождающегося после бегства предыдущей власти

Related video

Объявленная властями "деолигархизация страны" пока мало заметна. Разве что нескольким предпринимателям удалось за последние два года возвратить отобранные Януковичем активы. В остальном все по-старому: хорошие связи в верхах помогают решать любые проблемы.

Ринат Ахметов

Fullscreen

БЫЛО. В первые годы президентства Порошенко Ринату Ахметову было очень сложно отстаивать свои интересы перед властью. В мае 2015-го дошло до открытого противостояния, причиной которого стали тарифы на электроэнергию, генерируемую принадлежащей Ахметову ДТЭК. Олигарх вывел на улицы Киева шахтеров, требуя поднять расчетную цену угля в себестоимости электроэнергии с 1,1 тыс. грн до 1,5 тыс. грн за тонну.

В ответ Петр Порошенко намекнул, что ДТЭК, которая контролирует более 70% тепловой генерации электроэнергии страны, могут принудительно раздробить. АМКУ начал расследование о монополизме на энергетическом рынке страны, а тогдашний министр энергетики Владимир Демчишин категорически отказался повышать цену на уголь.

В мае прошлого года суд по начатому еще в 2012 году делу о пропаже бывшего главы контролируемой Ахметовым компании "Нефтегаздобыча" Олега Семинского арестовал счета предприятия и принадлежащий ему газ. Это дело также связывали с попыткой давления на олигарха.

СЕЙЧАС. Ринату Ахметову, похоже, все же удалось договориться с властями. Расследование АМКУ по факту ничем не закончилось. В декабре прошлого года суд снял арест со счетов и газа Нефтегаздобычи. О монополизме ДТЭК уже больше не говорят, а Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг утвердила удивительную с точки зрения экономической логики формулу вычисления цены угля, привязанную к стоимости топлива в Роттердаме плюс логистика, после введения которой цена угля стала как раз 1,5 тыс. грн за тонну, как и хотел Ахметов. После этого облигации компании подрожали на 40% в течение одного месяца.

Александр Ярославский

Fullscreen

БЫЛО. При Викторе Януковиче самый богатый харьковчанин Александр Ярославский распродавал свои активы. Он продал Дмитрию Фирташу принадлежавший ему черкасский "Азот", а Сергею Курченко — ФК "Металлист" и модернизированный к Евро-2012 стадион. А уже в 2014 году избавился от своей доли в девелоперской компании "XXI век". В то время все считали, что предприниматель собирается выйти из большого бизнеса и вести жизнь обеспеченного рантье.

СЕЙЧАС. У Александра Ярославского сложились теплые отношения с новой властью. Глава Администрации президента Борис Ложкин считает, что это человек с хорошими связями, который сможет привести инвестиции в страну. Пока Ярославский вернул себе проданный еще в 2007 году Олегу Дерипаске Харьковский тракторный завод. Однако бизнесмен не исключает своего активного участия в грядущей приватизации госактивов.

Семья Аваковых

Fullscreen

БЫЛО. При Викторе Януковиче у семьи Аваковых отобрали принадлежащий им газодобывающий бизнес, а также ряд объектов коммерческой недвижимости. Еще в 1990-х годах зарегистрированная на родственников и друзей Авакова группа компаний "Инвестор" получила лицензию на разработку Денисовского месторождения в Харьковской области. Несколько позже компания Авакова "Энергия-95" начала развивать газодобывающие проекты в Полтавской области в концессии с государственной Полтаванефтегазгеологией. Но в 2012 году Авакова вынудили перерегистрировать свои компании на несколько офшорных структур, которые связывали с окружением Януковича-младшего. Также у него отобрали Харьковскую ТЭЦ-5, возвратив в ее в коммунальную собственность, и лишили лицензии принадлежащий ему банк "Базис".

СЕЙЧАС. В прошлом году семья Аваковых смогла через суды возвратить себе контрольные пакеты акций в газодобывающих компаниях. Удалось вернуть также Харьковскую ТЭЦ-5, Салтовский хлебозавод, отель "Киевский" (здание отеля снесли, и суд постановил выплатить законным владельцам его стоимость) и банк "Базис", который в конце прошлого года семья Аваковых продала донецкому предпринимателю Евгению Пилипенко.

Игорь и Григорий Суркисы

Fullscreen

БЫЛО. Во времена правления Виктора Януковича и в первый год после его ухода братья Суркисы "затаились". Они в основном занимались футбольным клубом "Динамо" (Киев) и принадлежащими им Прикарпатьеоблэнерго, Запорожьеоблэнерго и Львовоблэнерго и до 2015 года не претендовали на контроль над новыми активами.

СЕЙЧАС. В декабре прошлого года кредиторы гос­компании "Центрэнерго", среди которых преимущественно государственные угледобывающие предприятия, переуступили долги нескольким малоизвестным компаниям. По сообщениям СМИ, некоторые из этих компаний связаны именно с владельцами киевского "Динамо". А в ноябре 2015 года братья Суркисы выкупили у группы "Приват" 97% акций "Акцент-Банка" (бывший Украинский кредитный банк), которым владели до 2004 года. Они также вернули былое влияние на Федерацию футбола Украины.

Николай Злочевский

Fullscreen

БЫЛО. Экс-министр экологии времен Януковича Николай Злочевский после Революции достоинства попал в опалу. Против него завели несколько уголовных дел, и он был вынужден бежать из страны. Принадлежащую ему газодобывающую компанию "Бурисма" не трогали, но все были уверены, что после ухода из власти донецких покровителей Злочевского его бизнес ждет закат.

СЕЙЧАС. В реальности оказалось, что Николай Злочевский неплохо чувствует себя и сейчас. Министр экологии Остап Семерак говорит, что после не планирует забирать у Злочевского непрозрачно полученные лицензии на добычу газа. Более того, в феврале Бурисма купила у канадской компании Serinus Energy 70% акций украинского добытчика "КУБ-Газ", в портфеле которого пять лицензий на добычу и одна лицензия на разведку в Восточной Украине.

За последние годы Злочевский также завел немало полезных связей за рубежом. Так, в июне он совместно с князем Монако Альбертом II провел масштабный энергетический форум. А в состав набсовета Бурисмы включил сына вице-президента США Джо Байдена, Хантера, и второго президента Польши Александра Квасьневского.