Коррупция — главная проблема не только Укрзализныци, но и всей страны, — Войцех Балчун
Глава Укрзализныци Войцех Балчун рассказал Фокусу, как собирается очистить компанию от коррупции и что будет с тарифами на грузовые и пассажирские перевозки
За два года после Майдана Укрзализныце так и не удалось избавиться от ярлыка одной из самых коррумпированных госкомпаний в стране. Визитная карточка УЗ — непрекращающиеся тендерные скандалы. К примеру, в прошлом году Национальное антикоррупционное бюро и специализированная антикоррупционная прокуратура разоблачили схему завладения должностными лицами Укразализнычпостача (филиала УЗ) более чем 20 млн грн лишь при одной закупке на общую сумму в 55 млн грн. Случай не единичный: чиновники вымывают из УЗ колоссальные деньги, а у компании не остается средств даже на текущий ремонт составов. Смена руководства Укрзализныци в 2014–2015 годах результата не принесла. Тогда в бой пошла тяжелая артиллерия — в апреле 2016 года конкурс на должность главы правления компании выиграл поляк Войцех Балчун. В Польше он известен не только как бывший топ-менеджер железнодорожной компании PKP S.A., но и как участник рок-группы Chemia. В разговоре с Фокусом Балчун ведет себя по-европейски сдержанно и воздерживается от резких оценок лиц, паразитирующих на Укрзализныце. Очевидно, ему еще нужно время, чтобы вникнуть во все нюансы работы местного оператора железных дорог.
КТО ОН
Председатель правления Укрзализныци
ПОЧЕМУ ОН
Имеет опыт реформирования польских железных дорог и знает, как поднять сервис Укрзализныци до европейского уровня
Осенью 2015 года вы покинули наблюдательный совет польской авиакомпании LOT, чтобы полностью посвятить себя музыке. Затем неожиданно приняли участие в конкурсе на пост главы Укрзализныци и победили в нем. С чем связан такой поворот?
— На самом деле активной бизнес-деятельностью я перестал заниматься три года назад. Работа в набсовете не занимала меня круглосуточно. Так что до прихода в Укрзализныцю я в основном посвящал себя музыке. Немного подзарядился энергией и почувствовал желание принять следующий вызов в бизнесе. Реформа Укрзализныци — это самая сложная задача, с которой я когда-либо сталкивался в жизни. Это моя личная амбиция.
Перед назначением в УЗ вы писали, что не планируете оставлять свою группу Chemia, но откажетесь от концертной деятельности. Тем не менее 14 июня вы выступали с концертом в Варшаве на разогреве у британской группы Bring Me The Horizon. Планы поменялись?
— Я не давал обещаний, что брошу концертную деятельность. Говорил только, что на 100% буду сосредоточен на работе в Укрзализныце. Но у меня, как и у всех, есть свободное время. Кто-то едет на рыбалку, кто-то бегает, а я выступаю на концерте.
Удается совмещать музыку с работой в УЗ?
— Сказать вам, как вчера выглядел мой день? Он начался в 8 часов утра, у меня было заседание правления, длившееся девять часов, а в офисе я работал до полдвенадцатого ночи.
Поэтому я встал в 6 часов утра и около часа играл на инструменте.
Какую музыку предпочитаете?
— Я обожаю рок-музыку, мои любимые группы — это коллективы 70–80-х: Led Zeppelin, Queen, Beatles. Конечно, слежу и за новыми трендами. Мне, например, очень понравился последний альбом Red Hot Chilly Peppers (The Getaway. — Фокус). Знаю, что они приезжали в Киев, но времени сходить на концерт у меня не было. Среди украинских коллективов большое впечатление на меня производит "Океан Эльзы". Мне нравится харизма Славы Вакарчука, тембр его голоса. Он очень эмоциональный исполнитель и, как мне кажется, поет о важных вещах для Украины.
Украинский певец Павел Зибров снял клип, в котором поиронизировал над тем, что Укрзализныцю возглавил рокер, и в шутку предложил свою кандидатуру на пост главы польской железной дороги. Не было желания записать музыкальный ответ?
— Я оценил юмор. Ролик мне понравился и ничуть не задел. Могу лишь пожелать удачи Павлу Зиброву: если у него есть опыт в бизнесе, он вполне может принять участие в конкурсе на пост главы PKP.
Местный нрав
Уровень коррупции, с которым вы столкнулись в Укрзализныце с первых дней работы, сильно удивил вас? Есть конкретные имена, которые вы связываете с этими схемами?
— Я уже вижу, что коррупция — главная проблема не только Укрзализныци, но и всей страны. У компании, которая могла бы быть одной из самых успешных в регионе и достойно оплачивать труд своего персонала, не хватает денег даже на ремонт вагонов. Сегодня против должностных лиц УЗ ведутся 470 уголовных дел, из которых 50 — против сотрудников центрального аппарата и около 100 — против нашего филиала "Центр обеспечения производства". Но у нас каждый день появляются новые "проекты", которые мы передаем в прокуратуру.
Огромный массив коррупционных схем сосредоточен в сфере госзакупок. Например, одна из схем, которую мы вскрыли, — приобретение металлических изделий по цене на 20% выше рыночной. Там условия тендера прописали под конкретного участника. Или тендер на закупку стрелочных переводов на 480 млн грн, который впервые выиграла фирма-посредник, хотя раньше они закупались напрямую.
Коррупция везде. Даже когда Укрзализныця покупает стиральный порошок, нужно проверить, сколько порошка будет в этом "порошке". Я хочу сделать все тендеры прозрачными, чтобы компания перестала каждый раз выбирать самого дорого поставщика или самое некачественное предложение. Мы собираемся существенно сэкономить за счет проведения закупок через электронную систему ProZorro. Конечная цель — найти сферы, где мы повысим эффективность компании. Сейчас я хотел бы заняться этим, а не персонализировать организаторов схем.
Чтобы что-то поменять в компании, вам нужны кадровые чистки. Вы их уже начали?
— Это очень серьезная проблема для нас. Даже если мы поймаем кого-то на коррупционных схемах, то не сможем его сразу уволить. Максимум, что грозит такому человеку, — дисциплинарная ответственность. И этот барьер существует не только в Укрзализныце, но и в любой другой госкомпании. Эту проблематику нужно поднимать на самом высоком уровне. Есть еще один барьер, мешающий обновлять команду, — низкий уровень оплаты труда. Зарплаты менеджеров должны быть выше, чтобы привлекать на работу молодых независимых профессионалов. Это ненормально, когда у человека в подчинении 50 тысяч человек, а он получает всего 11 тыс. грн.
Скандально известного главу Юго-Западной железной дороги Алексея Кривопишина суд восстановил в должности. Будете с ним работать?
— Он выиграл суд, но не вернулся на работу. Я даже представить не могу, что это может произойти. Но такая ситуация свидетельствует о системных проблемах государства.
Планируете привлекать в Укрзализныцю знакомых польских менеджеров?
— На самом деле интереса приезжать сюда особо ни у кого нет. Мою миссию восприняли как миссию камикадзе — на риски, связанные с личной репутацией, готовы пойти немногие. Так что не стоит ожидать сюда наплыва польских менеджеров.
Директором аппарата УЗ назначена Вероника Марчук, имя которой фигурировало в одном из коррупционных скандалов в Польше. Вас не смущает ее репутация?
— Вероника Марчук была оправдана полностью, ей даже не предъявили обвинения. Около 20 лет она является самой известной и одной из успешнейших украинок у нас в Польше. Она адвокат, баллотировалась в Европарламент. Я с ней знаком с момента нашей учебы на МBA. Все, кто с ней работал, не сомневаются в ее профессионализме. С образованием, отличным знанием польского, украинского и русского языков пани Марчук — на своем месте.
В гордом одиночестве
Подписание вашего контракта с Укрзализныцей затянулось на месяцы. Какие условия вы не могли согласовать?
— Много времени ушло на формальности, в том числе получение разрешения на работу в Украине, которое растягивается на 5–6 недель. Непосредственно переговоры по контракту не были длительными, у меня очень конструктивная позиция. Поэтому несмотря на громкие заявления о моей зарплате в $1 млн в год, в действительности она оказалась гораздо меньше (463 тыс. грн в месяц. — Фокус).
Но у вас также будут бонусы. От чего зависит их получение?
"Коррупция везде. Даже когда Укрзализныця покупает стиральный порошок, нужно проверить, сколько порошка будет в этом "порошке"
— Переменная часть зарплаты зависит от определенных параметров эффективности компании (KPI). Сейчас мы финализируем план деятельности на ближайшие полгода и затем пропишем конкретные задачи для всех членов правления Укрзализныци. Конечно, хорошо было бы привязать бонусы к таким показателям, как прибыль или инвестиции, но на данный момент это невозможно. Компания переживает сильный кризис, декларирует многомиллиардные убытки, в том числе из-за большого портфеля валютных кредитов. Исправить ситуацию в краткосрочном периоде нереально. Поэтому, если привязать бонусы исключительно к финансовому результату, я вообще без поощрений останусь. То есть показатели эффективности должны отражать мою работу по исправлению того плачевного положения, в котором Укрзализныця оказалась еще до меня.
Сложно представить, что вы в одиночку поборете коррупционные схемы в Укрзализныце. Среди ваших подчиненных есть люди, на которых вы могли бы опереться?
— Я очутился в такой сложной ситуации, когда про всех слышу только негатив. Пожалуй, сейчас здесь нет человека, в котором я был бы уверен на 100%. Но я не прокурор и не могу опираться на одни лишь доносы и слухи. Моя задача — найти профессиональных менеджеров. Это займет какое-то время, и я допускаю, что могу ошибиться. Но если говорить глобально, то провести реформы в компании с персоналом в 300 тыс. человек силами лишь 5–6 менеджеров очень сложно. Для этого потребуется критическая масса новых людей, ощущающих потребность в изменениях.
Один из ваших предшественников на посту главы УЗ — Максим Бланк — не мог заставить подчиненных исполнять свои распоряжения. Вам это удается?
— В последнее время мы приняли несколько решений, которые до этого не принимались месяцами. Но если на правлении произойдет такая ситуация, что голосование по моему вопросу умышленно завалят, это даст четкий негативный сигнал. Будет ясно, что условий для работы просто нет. Об этом меня предупреждали все международные советники. Одно из моих условий — эффективная работа аппарата Укрзализныци.
Зачастую можно слышать, что вы лишь "красивая ширма" для коррупционных схем на УЗ. Ваш предшественник, Евгений Кравцов, сейчас продолжает курировать УЗ по линии Мининфраструктуры. Насколько вы самостоятельны в своих решениях?
— Я должен быть независимым, у меня нет другого выхода, поскольку это моя единственная защита. Пока каких-то однозначных распоряжений я от него не получал. В любом случае я не могу себе позволить стать причастным к коррупционным схемам, так как несу ответственность не только за личную репутацию, но и за репутацию своей страны. Ситуация с кураторством Кравцова не очень комфортна для меня, поскольку ранее работавший здесь человек теперь осуществляет надзор за компанией. Но я надеюсь на его объективность, на то, что он окажется выше всех решений, которые принимались здесь раньше.
Евроремонт
Возможна ли прибыльная работа Укрзализныци без дальнейшего повышения тарифов на перевозки?
— Повышение тарифов — это лишь один из наших ресурсов. С 1 мая, кстати, уже произошло увеличение тарифа на грузоперевозки. Но я бы не хотел концентрировать внимание лишь на этом. У компании есть патологические проблемы, если не решить их, тарифы можно повышать до бесконечности. Нам нужно найти баланс: с одной стороны, регулировать тарифы и обновлять подвижной состав, с другой — искать пути повышения эффективности. Это затрагивает и систему ремонта вагонов, и информатизации процессов компании, и утилизации непрофильных активов, например, тех же железнодорожных газет. Все это элементы плана, который мы готовим.
Но есть и позитивная сторона в нынешней ситуации: за что бы мы ни взялись, везде есть резервы.
Есть ли уже готовое видение того, как вы будете обновлять подвижной состав Укрзализныци?
— Раньше последовательная политика обновления подвижного состава в УЗ по сути отсутствовала. Яркий пример: к чемпионату Евро-2012 закупили новые составы Skoda, они проехали предусмотренный лимит километров перед первым техосмотром, и тут обнаружилось, что у нас нет системы сервисного обслуживания. В итоге четырехлетний поезд два года стоит невостребованным под забором. Одна из наших целей — обновить подвижной состав УЗ, но делать это исходя из экономического расчета. Сейчас мы должны определить, какие локомотивы нам будут нужны, какие типы пассажирских вагонов, как построить систему обслуживания. Не хочу называть конкретные цифры и суммы. Сейчас мы работаем над тем, чтобы обозначить потребности хотя бы на 3–5 лет.
- Читайте также: Родина не продается. Глава ФГИ Игорь Билоус о провале большой приватизации, которую власть обещает с 2014 года
Что будет с тарифами на пассажирские перевозки, которые всегда считались в УЗ убыточными?
— Сильно взвинтить тарифы мы не можем, так как упираемся в потолок платежеспособности населения. Кроме того, понимаем, что убыточные региональные и пригородные перевозки выполняют общественно важную функцию и пускать их под нож тоже нельзя. Поэтому для нас очень важно повысить эффективность, в первую очередь в грузоперевозках. Хотя есть и еще один резерв — раздутая система льгот в пассажироперевозках.
На своем первом заседании в Кабмине вы произнесли речь по-польски, но никто из присутствующих вас особо не понял. После этого вы пообещали учить украинский. Как успехи?
— Я каждый день прислушиваюсь к украинскому языку, учу новые слова. Проблем с пониманием языка на слух практически нет. А когда я нахожусь в узком кругу, то даже стараюсь говорить простыми предложениями. Но у меня главный приоритет — изучение компании. Язык придет сам собой.
Фото: Александр Чекменев