Дорого ехать. Подорожает ли дизель вслед за сжиженным газом

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Дефицита солярки в Украине не будет, но из-за подорожания нефти цены на дизель могут подскочить на пару гривен

Этой осенью стремящихся к экономии автолюбителей, которые вложили по $400–500 в установку газобалонного оборудования на своих авто, ожидал неприятный сюрприз. С начала июля цены на сжиженный газ постоянно росли и к сентябрю увеличились на 57%, до 12,9 грн за литр.

Рост цен на газ вызвал среди автолюбителей настоящий переполох — последние годы эксплуатация авто на газу обходилась практически вдвое дешевле, чем на бензине, поэтому все больше людей переходили на альтернативное топливо. По данным Госстата, в июле АЗС продали 60 тыс. т сжиженного газа, что на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В то же время продажи бензина упали на 7%, до 150 тыс. т, а дизельного топлива на 12%, до 88 тыс. т. Впрочем, официальная статистика может оказаться не вполне корректной — по словам президента ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонида Косянчука, большая часть сжиженного газа реализуется через нелегальные заправки, его объемы не отображаются в официальной статистике.

Ситуация с газом в Украине была в своем роде уникальной: трудно найти другую страну, где бы разница в стоимости эксплуатации авто на бензине и газу была бы столь разительной. В ЕС стоимость газа в пересчете на 100 км пробега лишь незначительно отличается от цены бензина, поэтому на газ переводят лишь коммерческие авто, эксплуатируемые в режиме 24/7.

Не исключено, что подорожание газа — результат сговора сетей АЗС, которые долгое время поддерживали заниженную цену на этот вид топлива, чтобы приучить автомобилистов ездить на газе, а затем подняли цену практически до уровня бензина. Сейчас АМКУ проводит расследование по этому поводу.

Выход есть

С чем бы ни было связано подорожание газа, сейчас наиболее экономными стали авто с дизельным двигателем (за исключением редких пока для нашей страны электромобилей). Автомобилисты опасаются, что и дизельное топливо может существенно вырасти в цене — 9 сентября Россия ввела эмбарго на поставку солярки в нашу страну.

Наиболее вероятно повышение розничных цен на солярку на 1–1,5 грн, то есть до 20,5–22 грн за литр

Это уже второе эмбарго РФ на поставку дизтоплива за последний год. Россия запрещала поставки солярки в Украину в прошлом октябре, мотивируя это тем, что ее топливо используют военные для проведения АТО в Донбассе. Однако в начале этого года импорт солярки из России возобновился. Российские трейдеры летом обеспечивали поставки 170–180 тыс. т солярки в месяц, что составляет около 30% от общего импорта дизтоплива. В этот раз россияне не объяснили причины прекращения поставок. Ходят слухи, что это вызвано переделом рынка поставок в Украину в пользу трех-четырех трейдеров, связанных с Сергеем Курченко. В любом случае сроки возобновления российских поставок дизеля в нашу страну предугадать сложно.

По словам главы "А-95" Сергея Куюна, дефицита топлива не возникнет. "В прошлом году для автомобилистов замена российского продукта на польский, литовский и "морской" прошла вообще незаметно. Продукт у производителей есть, но на его закупку понадобится 2–3 недели", — говорит он.

Сезон высоких цен

Тем не менее, по словам Куюна, в течение ближайших недель, пока трейдеры не привезут топливо из Европы, возможны скачки цен на дизтопливо. Тем более оно начало дорожать еще в последних числах августа. Несколько сетей АЗС тогда подняли цену на 20–50 коп. за литр, что связано с девальвацией гривны. "Очевидно, избежать ценовой турбулентности не удастся. Но в то же время каких-то трагических масштабов я не прогнозирую", — отмечает Куюн. По словам эксперта, наиболее вероятно повышение розничных цен на солярку на 1–1,5 грн, то есть до 20,5–22 грн за литр.

К тому же, как считает замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев, сети АЗС постараются максимально сдерживать цены на топливо. Выискивать ценовой резерв будут за счет сокращения программ лояльности для постоянных клиентов либо "оптимизируя" налоговые платежи.

Более существенное подорожание цен на дизтопливо возможно лишь в том случае, если проблемы с Россией возникнут не только у украинцев, но и у белорусов. В июле этого года Беларусь уже приостанавливала отгрузку нефтепродуктов в Украину. Это произошло из-за того, что Беларусь не могла договориться с Россией относительно цены на газ и погашения газовых долгов, из-за чего РФ ограничила поставки сырой нефти в страну. Белорусская сторона была вынуждена ввести временный запрет на экспорт нефтепродуктов, чтобы избежать дефицита в разгар сельскохозяйственных работ. Сейчас отношения стран стабилизировались, но предсказать поведение России в будущем проблематично.