На особом счету. Как можно заработать на платёжных картах

2016-10-05 10:05:00

7617 0
На особом счету. Как можно заработать на платёжных картах

Фото: Getty Images

Банки приучают украинцев к безналичным расчётам, предлагая им всё больше бонусов за использование своих карт. Фокус выяснил, как сегодня могут подзаработать клиенты финучреждений

Киевлянка Марина Войтенко по утрам перед началом рабочего дня пьёт кофе в одном и том же кафе. Ради ежедневного ритуала она готова отклониться от прямого пути в офис на несколько сот метров. Когда Марине нужны лекарства, она предпочитает покупать их в одной и той же аптеке в соседнем квартале, а не в той, которая находится возле её дома. И дело здесь не столько в ценах и качестве сервиса, сколько в бонусах, которые начисляются за расчёты платёжной картой в этих заведениях. Благодаря таким покупкам за пару месяцев на бонусном счету у Марины накапливается сумма, позволяющая оплатить натуральный крем, шампунь или любое другое средство для ухода в сети магазинов экотоваров. Чтобы накапливать бонусы и ещё чаще баловать себя приятными подарками, перед совершением какой-либо крупной покупки девушка ищет магазины, подключённые к бонусной программе. Например, купив с помощью банковской карты в одной из торговых точек  — участников программы лояльности смартфон за 3 тыс. грн, Марина сразу получила 90 бонусов, что соответствует 90 грн. Охотой за бонусами, скидками и привилегиями заняты многие держатели платёжных карт украинских банков. В конкурентной борьбе за клиентов финучреждения готовы соревноваться в щедрости.

Они возвращаются

Одной из главных фишек банковских карт в последнее время стала функция cashback — возврат на счёт клиента нескольких процентов от суммы покупок, совершённых при помощи карты. "Допустим, клиент оплачивает покупку продуктов в супермаркете на 2,5 тыс. грн и получает обратно на карточный счёт cashback 2% (50 грн). Заплатил 4 тыс. грн за бензин — cashback 120 грн. Потратил на празднование дня рождения в ресторане 3 тыс. грн — cashback 150 грн. В итоге за расходы, которые держатель карты понёс бы в любом случае, ему на счёт в виде cashback возвращается 320 грн", — объясняет механизм cashback и. о. директора по развитию розничного бизнеса Альфа-Банк Украина Алексей Пузняк.

Сashback — удобное решение, не требующее от клиента совершения каких-либо дополнительных действий для получения бонусов. Но если оборот средств на карте невелик, а cashback составляет не более процента, держатель карты не ощущает особенной выгоды от этой опции, не замечая её. "Исследования показывают, что скидки и cashback менее 5% не интересны клиенту и не влияют на его поведение. Поэтому имеет смысл запускать программы лояльности, которые предоставляют скидки, бонусы cashback в размере от 5% до 10%, — рассказывает директор департамента дистанционных продаж и CRM Platinum Bank Валерий Черкасов. — Тогда при месячных тратах в 6 тыс. грн вознаграждение клиента составит от 300 до 600 грн, что выглядит существенной суммой и вполне может повлиять на принятие решения при совершении покупок". Учитывая такую покупательскую психологию, Platinum Bank на ближайшее время запланировал запуск карточных продуктов с высоким уровнем cashback для массового сегмента.

1-6% составляет cashback при расчётах картами украинских банков

Довольно часто cashback распространяется не на все операции клиента, а только на расчёты у конкретных партнёров программы. Чтобы получить максимальную выгоду, банкиры рекомендуют выбирать карту, которая предлагает cashback для "целевой" группы товаров. "В моём случае это покупка топлива и еженедельные закупки в супермаркете, а Visa Gold Carbon от UniCredit Bank возвращает мне 6% при заправке на АЗК WOG, 3% — на любом другом АЗК Украины и 4% — с каждой покупки в торговых центрах METRO Cash&Carry",  — делится личным опытом Любовь Сыроватская, начальник управления физических лиц UniCredit Bank. По информации Сыроватской, картой Gold Carbon уже воспользовались более 50 тыс. клиентов и с её помощью покупается около 20% топлива, реализуемого на украинских автозаправках. Водителям также может быть выгодна кредитка Card Blanche White от Идея Банка — она даёт возможность постоянно получать 3% cashback при расчётах на любой АЗС в любой точке мира.

А вот для владельцев "Моєї картки" Ощадбанка действует акция "3% за покупки в АТБ". Если в сети дискаунтеров АТБ, которая насчитывает более 750 магазинов по всей Украине, за месяц будет потрачено около 4 тыс. грн, cashback составит 120 грн. По информации Ощадбанка, в этой акции с АТБ принимает участие уже более 300 тыс. держателей карт.

Бонусы и мили

Cashback достаточно затратен для банков, поэтому не все финучреждения решаются предлагать такую услугу. Гораздо чаще банкиры завлекают клиентов программами лояльности. К примеру, к программе "Бонус Плюс" ПриватБанка подключены все держатели 16,7 млн активных карт этого финучреждения. Они получают бонусы за расчёты в торговых точках 44 тыс. компаний — участников программы. Средний размер вознаграждения по программе "Бонус Плюс" составляет 5%. То есть при месячном обороте 3000 грн, потраченных в торговых точках участников программы, на бонусный счёт вернётся 150 грн. Правда, если владелец карты Привата тратит большую часть своих доходов на продукты питания в крупнейших сетях супермаркетов, ему вряд ли удастся накопить много бонусов. Ведь среди партнёров программы преобладают кафе и рестораны, магазины одежды, техники и электроники, товаров для дома и т. п.

У другого крупного банка  — ПУМБа — действует программа лояльности Star Club, в рамках которой клиентам предоставляются скидки более чем в тысяче партнёрских торговых точек. А любой, кто откроет карту в UniCredit Bank, может присоединиться к UniCredit Shopping Club. Эта программа лояльности позволяет получать бонусы за безналичные расчёты и обменивать их на подарки. В Райффайзен Банке Аваль для зарплатных и частных клиентов, а также получателей пенсий и социальных пособий предлагают участие в мультипартнёрской программе "Фишка" с сетью АЗК "ОККО", супермаркетами "Фуршет", магазинами "АЛЛО", страховой компанией "Универсальная", ресторанами A la minute, интернет-магазином "Шипшина" и многими другими. Таких карт в Райффайзен Банке Аваль уже выпустили 560 тыс. Наибольшей популярностью среди привилегий, которые даёт эта карта, пользуются мгновенные подарки и скидка в сети супермаркетов "Фуршет".

70 операций с картами в Украине — безналичные

Клиенты Альфа-Банка могут получать и расходовать бонусы при оплате покупок в партнёрской сети всеукраинской программы лояльности MAXI, использовать бонусы для обмена на бесплатную мобильную связь и интернет от МТС или накапливать мили для обмена на авиабилеты крупнейшего авиаперевозчика Украины "МАУ". "Если месячный оборот по карте превышает 12 тыс. грн, стоит обратить внимание на карту Alfa Sky Pass, за покупки при помощи которой банк начисляет мили для обмена на авиа­билеты. Если в течение месяца оплатить такой картой продукты в супермаркете на сумму 4 тыс. грн, заправить авто на 5 тыс. грн и купить одежду на 4 тыс. грн, можно получить 1,3 тыс. авиамиль. Кроме этого, банк начислит подарочные 6 тыс. миль. В итоге у клиента будет 7,3 тыс. миль, которые можно обменять на авиабилет по Украине. А накопив 9 тыс. миль, уже можно будет улететь в Европу", — приводит пример Алексей Пузняк. Мили используются по правилам программы лояльности "Панорама Клуб" авиакомпании "МАУ". К примеру, чтобы бесплатно улететь экономклассом из Борисполя в Вильнюс, будет достаточно иметь в запасе 9 тыс. миль, в Барселону — 18 тыс. Путешественникам можно также порекомендовать OTP Tickets Travel Card, ко-бренд OTP-Bank с Tickets.ua и программу "Полетаем со вкусом" банка "Кредит Днепр".

Дружеское поощрение

Кроме бонусов самих банков, клиентам финучреждений доступны программы лояльности международных платёжных систем. К примеру, к программе вознаграждений Mastercard®Rewards подключены 8 украинских банков — Credit Agricole, Forward Bank, OTP Bank, Кредобанк, Ощадбанк, ПриватБанк, Райффайзен Банк Аваль и Укргазбанк. В Ощадбанке бонусная программа MasterCard Rewards распространяется на муниципальные карты киевлянина, львовянина, черновчанина и др. и на зарплатные карты группы предприятий "Укрзализныця". По словам директора департамента электронной коммерции и платёжных средств Ощадбанка Владимира Москаленко, при ежемесячных расчётах картой киевлянина на сумму в 6 тыс. грн на пополнение мобильного на 50 грн можно накопить чуть более чем за 2 месяца.

Кредобанк и вовсе сделал MasterCard Rewards основной программой лояльности, подключив к ней весь карточный портфель розничных клиентов вне зависимости от класса карты. Все они получают по одному баллу за каждые 12 грн, потраченные на покупки, а также дополнительные баллы от банка за активные расчёты и бонус в день рождения. Допустим, держатель карты Кредобанка ежемесячно оплачивает с её помощью покупки на сумму около 6 тыс. грн, совершая 2–3 операции в день. В этом случае за месяц объём начисленных бонусов с учётом дополнительных достигнет 600–650, а за год — около 7–7,5 тыс. Этого хватит, к примеру, чтобы получить бесплатно утюг, набор для приготовления фондю или подарочные сертификаты на 500 грн в нескольких торговых сетях. А вот, скажем, на мультиварку держателю карты с таким оборотом придётся копить бонусы 3 года.

Cashback достаточно затратен для банков, поэтому не все финучреждения решаются предлагать такую услугу

"Держатели карт чаще всего выбирают подарочные сертификаты на бензин, товары иностранных онлайн-площадок, портативные колонки и др.", — рассказывает Фокусу маркетинг-директор представительства MasterCard Europe в Украине Наталья Байдала. По её словам, в Украине программой вознаграждений MasterCard Rewards пользуются уже более миллиона картодержателей. Сейчас в компании разрабатывают отдельную маркетинговую платформу с предложениями программы лояльности для держателей карт MasterCard всех уровней.

Программа лояльности от международной платёжной системы Visa в Украине насчитывает более 120 партнёров в таких категориях, как путешествия, красота и здоровье, рестораны, покупки. Доступ к привилегиям автоматически получают все держатели премиального "пластика" Visa — Visa Gold, Visa Platinum и Visa Infinite, вне зависимости от банка, выпустившего карту. В числе партнёров программы лояльности от Visa — розничные сети "Марафон" (скидка 7%), "Арбер" (10%), "A.Tan" (5%), Accessorize (4%), Springfield (10%), Zarina (5%), Walker (4%), аптеки "Белая Ромашка" (5%), химчистки KIMS (5%), туроператор TUI (5%), рестораны "Японахата" (5%) и многие другие. По словам директора по развитию программ лояльности Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Михаила Стрункина, самым распространённым премиальным карточным продуктом Visa в Украине стала Visa Gold, которой пользуются более двух миллионов клиентов. Среди них в рамках программы привилегий наиболее востребованы предложения от ресторанной сети "Мировая карта", а также скидки в магазинах модных брендов одежды.

Финансисты уверены, что программ лояльности отдельных операторов рынка торговли или услуг будет всё меньше — их постепенно заменят привилегии для держателей банковских карт. "Сегодня карты лояльности брендов теряют актуальность, в то время как банковские карты становятся универсальным инструментом. Они позволяют не только провести удобную и безо­пасную оплату, но и получить вознаграждение. По данным НБУ, на апрель 2016 года уже почти 70% от общего количества операций с картами были безналичными, поэтому будущее за интегрированными платформами лояльности, к которым подключены банковские карты",— прогнозирует Наталья Байдала. Это логично: потребителю вместо того, чтобы носить с собой стопки "пластика" в портмоне, куда проще хранить информацию обо всех скидках и бонусах на одной-двух банковских картах.

Где бонусы лежат

Фокус выбрал 15 банков с наиболее интересными и массовыми программами лояльности* для держателей платёжных карт

 

16,69 млн**

Все держатели карт банка могут участвовать в бонусной программе "Бонус плюс", которая предполагает начисление бонусов и оплату покупок с бонусного счёта в 44 тыс. торговых точек. Держателям карт предлагается рассрочка в рамках программы "Оплата частями". Для нескольких карточных продуктов доступна бонусная программа MasterCard Rewards, которая предполагает начисление бонусов за безналичные расчёты картой MasterCard и их обмен на подарки.

4,9 млн

На все муниципальные карты MasterCard и на зарплатные карты Укрзализныци распространяется бонусная программа MasterCard Rewards. Для держателей массовых карт "Моя картка" в рамках акции "3% за покупки в АТБ" действует сashback при покупках в супермаркетах АТБ и др.

1,95 млн

Держатели зарплатных, частных и социальных карт могут накапливать и расходовать баллы по мультипартнёрской программе "Фишка", в которой участвуют АЗК "ОККО", супермаркеты "Фуршет", магазины "АЛЛО" и др.

1,049 млн

Держатели карт VISA/MasterCard классов Classic/Standard, Debit, Gold, Platinum, Infinite и Signia автоматически становятся участниками программы лояльности "Плюсуй с нами!", которая позволяет получать скидки в сети партнёров.

946 тыс.

Карты "Альфа SkyPassWorld" и "Альфа SkyPassPlatinum" предполагают начисление миль для обмена на авиабилеты МАУ. Держателям "Альфа ConnectGold" и "Альфа-ConnectWorld" насчитываются бонусы для обмена на связь от МТС. Карта "Максимум" предполагает cashback до 5%. Пользователям карт начисляются бонусы по программе лояльности MAXI и др.

718 тыс.

Держателям зарплатных карт Debit MasterCard, Master CardGold, MasterCard Platinum и держателям карты MasterCard "Домовичок" доступна бонусная программа MasterCard Rewards.

660 тыс.

Держателям карты "ВСЕ МОЖУ" доступна оплата в рассрочку любой покупки и программа лояльности StarClub, предполагающая скидки в сетях партнёров.

633 тыс.

На карту Visa Gold Carbon возвращается cashback 6% при заправке на АЗК WOG, 3% при покупке топлива на других АЗК, 4% — в METRO Cash & Carry. Держатели Visa Gold Carbon могут воспользоваться поддержкой "Автоконсьерж 24/7", в которую входит бесплатная услуга эвакуатора. Владельцы карт могут принять участие в программе лояльности UNICREDIT SHOPPING CLUB — получать бонусы и обменивать их на подарки.

204 тыс.

Владельцы карт World MasterCard автоматически становятся участниками программы лояльности MasterCard Rewards.

152 тыс.

Для держателей зарплатных карт действует бонусная программа MasterCard Rewards. Совместные, ко-бренд-карты Shell, МАУ, МТС, Elle, Tickets Travel Card объединяют функционал банковской карты и привилегии от соответствующего партнёра. Все держатели карт могут стать участниками OTP Club и получать скидки в зависимости от уровня карты в торговых точках партнёров.

141 тыс.

Все держатели карт MasterCard могут пользоваться программой лояльности MasterCard Rewards.

106 тыс.

В рамках программы "Премия для своих" за покупку, совершённую с помощью карты массового уровня от 50 грн, насчитываются баллы. Их можно обменять на деньги. Для премиальных карт действует программа "Полетаем со вкусом", которая позволяет накапливать баллы и тратить их на еду в ресторанах или на авиабилеты.

93 тыс.

В ближайшее время планируется запуск карточного продукта для массового сегмента с высоким уровнем cashback.

89 тыс.

Жители Одессы и Черновцов могут получить карту с платёжной функцией и ограниченным функционалом непосредственно в супермаркетах "Сильпо" и пользоваться программой лояльности этой торговой сети. В отделении банка выдают карты MasterCard Unembossed и MasterCard World, которые предполагают начисление бонусов и оплату ими товаров в сети "Сильпо".

28 тыс.

Владельцы кредитной карты Card Blanche White в первый месяц после заключения договора и в акционные периоды получают сashback 10% при расчётах за любые товары или услуги, в последующие периоды — 2–3% в зависимости от категории торговца.

* Все вышеперечисленные банки выпускают как минимум одну из премиальных карт уровня Gold и выше (MasterCard Gold / Visa Gold, MasterCard Platinum / Visa Platinum, MasterCard World Signia / Visa Infinite и т. п.). Их держатели могут рассчитывать на дополнительные привилегии от банков и международных платёжных систем MasterCard и Visa. Привилегии заключаются в скидках в партнёрских магазинах, ресторанах, отелях, сервисах проката авто и т. п., в доступе в залы повышенной комфортности в аэропортах, персональном обслуживании в банках, круглосуточной небанковской информационной службе, страховании путешествий и многом другом.

** Здесь и далее — количество активных платёжных карт, выпущенных банком.

Loading...