Отставить панику. Во что обойдется стране национализация Приватбанка
Правительство утверждает, что проблемный банк нуждался в срочном спасении, представители финансового учреждения винят во всем информационные атаки
Вечером 18 декабря Приватбанк, крупнейшее финучреждение Украины по депозитам физических лиц, перешел в собственность государства. "Принимая во внимание результаты заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины, правительство поддержало предложение Национального банка и Совета финансовой стабильности о переходе ПАО "Приватбанк" в стопроцентную государственную собственность", — говорится в официальном сообщении на сайте Кабмина, который гарантирует бесперебойное функционирование этого учреждения и сохранение средств его клиентов. "Осознавая все проблемы и риски для финансовой системы, мы уже не могли ждать дольше", — сообщила на брифинге 19 декабря глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева. По ее словам, к 1 декабря этого года недостаток капитала Приватбанка вырос до 148 млрд гривен, а общая задолженность — до 19 млрд гривен (в том числе 14 млрд грн просроченной задолженности по стабилизационным кредитам). Теперь финансовое учреждение будет национализировано через выпуск правительством 30-летних облигаций на 150 млрд гривен.
директор по информационным технологиям Приватбанка
Дорогие друзья, сегодня Приватбанк становится государственным банком.
Это неожиданная новость (в том числе для меня, поверьте), но волноваться не нужно. В этом посте попробую собрать ответы на все вопросы, которые могут вас сейчас волновать.
1. Нужно ли переживать клиентам за свои деньги? Нет, переживать не нужно. Все средства на текущих и депозитных счетах всех физических и юридических лиц будут в целостности и сохранности. Это гарантирует государство.
2. Почему это произошло? С тех пор, как началась война, наш банк пережил семь информационных атак. Любой другой банк не пережил бы любую из них. Но последняя атака, которая началась неделю назад, была самой тяжелой. Каждый день мы обновляли рекорды по количеству средств, выданных паникующим клиентам в банкоматах и отделениях.
Кстати, в субботу, когда паника начала понемногу спадать, контрольный выстрел сделал "Интер" в вечернем выпуске новостей: "В понедельник Приватбанк приостановит все платежи! Впрочем, мы не получили ни подтверждения, ни опровержения этой информации от пресс-службы банка". Думаю, для журналистов "Интера" уготовано отдельное место в аду (от пресс-службы ада я опровержения не получил).
Собственно, решение о добровольной и мирной передаче банка во владение государству было принято ровно в тот момент, когда мы поняли, что эту информационную атаку мы можем не пережить и что под угрозой могут оказаться наши клиенты.
3. Что будет с Приватбанком дальше? Главное, банк будет работать дальше в стандартном режиме.
Новым председателем правления банка становится Александр Шлапак (это отличная новость!), который должен вскоре сформировать новую команду топ-менеджеров. Формально переходный период, в течение которого мы будем вводить в курс дела новую команду, будет длиться несколько месяцев.
Страшно признаться, но я не думаю, что клиенты или сотрудники почувствуют особую разницу в работе банка. У нас все работает как часы. В головном офисе и в отделениях остаются те же профессионалы. В банке создана уникальная корпоративная культура. Все это никуда не денется с нашим уходом.
И я не верю, что государство отберет айпады у наших сотрудников в отделениях и вместо них вручит им счеты.
4. Можно ли нас назвать обманщиками за то, что мы исключали вариант национализации ранее? На самом деле нас никто не думал национализировать. Да, были показатели, которые у нас ухудшились в результате войны и падающей экономики (как у всех банков), и мы спокойно двигались по трехлетнему плану, утвержденному с Нацбанком. Мы продолжали быть прибыльными и исправно возвращали кредиты НБУ.
Но, к сожалению, произошло то, что социологи называют "самоисполняющееся пророчество". С тех пор, как наш любимец Онищенко зарегистрировал два года назад законопроект о национализации Приватбанка, эту тему начали регулярно разгонять вражеские СМИ. Так национализация превратилась в страшилку, которая распугивала наших вкладчиков, что в итоге и привело нас к этой ситуации.
5. Чем буду заниматься дальше я? Во-первых, я (как и все мои коллеги) сделаю все, чтобы переходный период прошел как можно более гладко — и для клиентов, и для наших сотрудников. Буду помогать новому руководству банка столько, сколько понадобится.
Приватбанк — это наш ребенок (черт, простите за пафос). Даже если этот ребенок теперь будет жить в новой семье, мы все равно будем следить за тем, чтобы он был сыт, здоров и носил теплые носки.
Дорогие друзья, уважаемые клиенты и сотрудники, большое спасибо за вашу поддержку. Мы с вами стали свидетелями удивительной и достаточно циничной истории, подробностями которой мы еще будем с вами делиться. Но главное, что с самим банком все будет хорошо.
заместитель председателя наблюдательного совета НБУ
Мифы про Приват.
Государство отжало банк себе, чтобы зарабатывать. Это не так. У банка остались одни обязательства, так что коммерчески эта операция не может быть прибыльной. На самом деле банк национализирован, чтобы его не закрывать, так как его функционирование важно для экономики страны.
Теперь у государства есть база данных операций малого бизнеса, и налоговая может этими данными воспользоваться. В действительности же у государства эта база данных есть и без национализации. Законодательство не позволяет передать эту базу данных налоговой.
Государство — неэффективный собственник, и национализация приведет к понижению качества работы банка. Альтернатива национализации в данном случае — ликвидация банка, так как банк не имеет достаточного капитала, чтобы выполнить обязательства.
Теперь курс гривны к доллару будет от 40 до 100. Деньги, влитые в банк, будут выходить на рынок постепенно, на протяжении нескольких лет. Определенное давление на курс и инфляцию может возникнуть, но при правильной политике государства эти эффекты могут быть компенсированы (к сожалению, более жесткой монетарной политикой).
бизнесмен, бывший совладелец банков "Аваль" и "Престиж"
Раз уж зашло за Приват. Можно, я вам один умный вещь скажу? Как человек, потративший 14 лет жизни и кучу банковских денег на внедрение разных айтишных продуктов. Просто поверьте на слово. Чужое большое, комплексное IT в крупном банке внедрить невозможно. Многие старались. И у нас, и в мире. Поэтому все страшилки про тумблер в чьих то вражьих руках, про полторы тысячи программистов, денно и нощно что-то там пишущих во славу Игоря Валерьевича, про Приват24, который завтра резко превратится в какой-то другой ХХХ-24, это обычная дилетантская ерунда. Так не бывает. Все это останется в Привате и умрет вместе с ним. Или, если даст Бог, будет жить вечно. Вместе с Приватом. Расслабьтесь.
Кстати. Вы, наверное, считаете, что государство забирает Приват "бесплатно". Разочарую. Чтобы закрыть его дырки в балансе, нам с вами придется немножко "попрыгать". Всем вместе, включая бабок, дедок, внучек и жучек. Тысяч по 5–7 гривен с носа, я думаю, выйдет. Не знаю, как вам, а мне, имеющему депозит под ноль целых, хрен десятых в нормальном банке, уже надоело платить за эту "группу здоровья", которая, не покладая ног, рысачит по банкам за высокими процентами. Пусть бы купили себе немножко Привата. На всю сумму вклада выше 200 тысяч гривен. В свое полное удовольствие. Как это сделали на Кипре лет 5 назад.
Но во всей этой печальной истории с Приватбанком есть и положительные моменты. Прежде всего, уже хорошо, что это наконец случилось. Несмотря на большие круглые глаза менеджеров банка, которые "узнали" об этом вчера в 22.20 по радио, весь банковский рынок был в теме минимум с начала лета. Сроки события переносились с недели на неделю и из месяца в месяц. Шли торги, боялись принять решение или что-то другое — мы можем только догадываться. А дыра тем временем росла, и вклады под 10% в долларах скирдовались. Второе. Правильно, что государство стало собственником на 100%, а не на 75%. Почему-то мне трудно себе представить собрание акционеров вместе с господином Коломойским. Есть примеры. Третье. Александр Шлапак — очень неплохая кандидатура. Начинал в Привате, был министром, главой казначейства, зампредом Нацбанка. Он самостоятельный и честный человек. Знаю его 30 лет. Для меня это знак: банк будут все-таки собирать в кучу, а не дерибанить.
член исполнительного комитета Украинского общества финансовых аналитиков
У кредиторов и вкладчиков Приватбанка нет повода для беспокойства, с понедельника кредитный риск банка резко снижен, поскольку все его риски взяло на себя государство. Госбанки в Украине по-прежнему остаются надежными в долгосрочной перспективе, а их операции гарантированы государством как эмиссионным центром. Что это означает? Если у банка обнаружатся проблемы, государство сможет или через госдолг (то, что произошло сейчас), или через эмиссионный механизм докапитализировать банк.
Нет, национализация Приватбанка на курсе гривны существенно не отразится. Я допускаю всплеск активности на наличном рынке, однако государство вливает в капитал банка тридцатилетние облигации внутреннего госзайма на сумму порядка 150 млрд грн. Во-первых это совсем не означает, что у банка дыра в балансе именно на 150 млрд грн, обычно докапитализация проводится с запасом, для устойчивой динамики Н2 — норматива адекватности регулятивного капитала. Во-вторых, в декабре Приват был неплохо обеспечен ликвидностью и это не означает, что все 150 млрд ОВГЗ сразу выбросят на вторичку, превратят в наличную гривну и начнут насыщать ею рынок. Этот пакет может расходоваться постепенно в течение многих лет.
Будут ли остановлены платежи и введена временная администрация? При стандартной процедуре с неплатежеспособным банком обязательно вводится ВА. Введение ВА также желательно для контроля за процессом перехода банка к новому собственнику. Однако, если речь идет о дружественной национализации очень большого банка, да еще и в конце года, то банк платежи останавливать не будет. Хотя какие-то паузы в обслуживании возможны. Во всяком случае менеджмент Привата собирается содействовать новой команде в этом вопросе.
писатель, блогер, бизнесмен
Ситуацию могут усугубить только лемминги. Если народ бросится к банкоматам (а часть точно бросится), нас хорошо тряхнет. Ситуация подконтрольна. Всем, кто писал о временной администрации в Приватбанке, — большой привет. Национализация — это не экспроприация. Это сложная система договоренностей и взаимных уступок.
Я уверен, что Приватбанк прекрасно бы справился со структурными изменениями до 2018 года, как и было запланировано. Но решили-таки оружие у Игоря Валерьевича забрать. Не рисковать.
В целом с ИВК сняли головную боль, и он выторговал себе большое блюдо вкусных плюшек к кофе.
То, что Приватбанк был неплатежеспособен, — откровенное вранье. Банк был прибылен, просто существующая структура его обязательств не устраивала МВФ и заодно НБУ. В чем есть рациональное зерно — Приватбанк был не только финансовым, но и политическим инструментом, и по мановению руки ИВК мог стать таким токсичным для нашей власти и финсистемы, что "ой". Кто же позволит сосредоточить такую власть в частных руках.
Дырка по инсайдерским кредитам (кредиты, которые выдаются связанным с ПБ лицам) была, это правда. Но Приват не просто банк, а ФПГ. Было бы странно, что участники ФПГ кредитуются в другом месте.
Да, недовыполнение резервирования было и, как правильно сказала Гонтарева, правила одни для всех. Но, ИМХО, не в том была основная причина.
Национализировали не просто банк, забрали механизм влияния на политическую ситуацию в стране. Забрали экономический рычаг. Несомненно, это способствует укреплению вертикали президентской власти.
Последствия?
- Кратковременные колебания курса, попытки валютных спекуляций.
- Паническая атака леммингов (не осуждаю, могу понять по-человечески) на депозиты и банкоматы.
- Постепенное превращение одного из самых инновационных банков Европы в подобие Ощада.
- Инфляция.
- Падение доверия к банковской системе.
- Ухудшение инвестиционного климата.
- Более плотная зависимость от решений и помощи МВФ.
Для обычного клиента я не вижу никаких последствий, кроме постепенного ухудшения качества обслуживания. Не вижу никаких оснований для паники, разрыва депо-договоров, обнуления счетов. Все остается, как прежде. Кстати, по состоянию на сейчас все работает и работает хорошо.
Лично я внимательно присмотрюсь к реинкарнациям Привата на рынке. Думаю, запасной вариант готов, и мы вскоре увидим взлет какой-нибудь малоизвестной установы. А если учесть, что у Привата высокая степень диверсификации рисков достигалась обособленностью юрлиц, то многие инновации уйдут вместе с ними.
- Читайте также: День П. Почему был национализирован Приватбанк
Мы и наши компании были с Приватом со дня основания. Мы видели, как он рос, мужал и развивался. Спасибо ему за все, что было сделано. Не все было безоблачно, были косяки, были накладки и претензии, но по результату Приватбанк — это лучшее финучреждение в Украине. Думаю, что меня многие поддержат.
Рано или поздно все истории заканчиваются. Но начинаются новые.