Вирус Wi-Fi. Как Украину охватила диджитализация
Розничную и оптовую торговлю, финансовый сектор, медиарынок, сферы образования и услуг, а также государственное управление охватила диджитализация
Гигант мирового интернет-ретейла китайская группа компаний Alibaba показывает впечатляющий рост — ее чистая прибыль по итогам 2015 финансового года (завершился в марте 2016-го) увеличилась на 193%, до $11,06 млрд, а объем продаж вырос на 27%, до $485 млрд. Такие показатели позволяют китайскому интернет-гиганту претендовать на лидерство в мировом ретейле. В то же время выручка многолетнего лидера традиционной розницы — американской сети супермаркетов Walmart — в 2015-м впервые с 1980 года снизилась на 0,7%, до $482,1 млрд. В числе причин в Walmart, в частности, называют усиление конкуренции со стороны онлайн-ретейлеров.
Развитие технологий изменяет конкурентную среду не только в ретейле. С появлением сервисов интернет-бронирования, таких как Booking.com или AirBnB, с крупными сетевыми отелями уже успешно конкурируют мини-гостиницы, отдельные апартаменты и даже частные квартиры, освободившиеся на период отпуска хозяев. А приложение Uber, которое с 2016 года стало доступным в некоторых городах Украины, позволяет зарегистрированным в системе водителям составить конкуренцию традиционным службам такси с диспетчерскими центрами.
Подобные процессы происходят не только в глобальном масштабе, но и на локальном украинском рынке. Например, в 2016 году объем продаж на торговых площадках украинской группы компаний EVO (Prom.ua, Bigl.ua, Crafta.ua, Kabanchik.ua, Goodini.ua) вырос на 73%, достигнув 8,5 млрд грн. При этом средний чек увеличился лишь на 7%, а количество заказов — на 61%. Традиционные розничные сети такой динамикой похвастаться не могут. Розничный товарооборот в Украине за январь — октябрь 2016 года по отношению к соответствующему периоду 2015-го вырос лишь на 3% после падения по итогам прошлого года почти на 21%.
Сотни государственных услуг, для получения которых один-два года назад нужно было отстаивать очереди в офисах госструктур, теперь можно получить дистанционно
В онлайн уходят медиа и реклама. По оценке Всеукраинской рекламной коалиции, рынок интернет-рекламы в Украине в 2016 году должен вырасти не менее чем на 33–35%, а в 2017-м еще на 28–30%. Весь рекламный медиарынок расширится на 27% в 2016 году и на 28% — в 2017-м. Повышенное внимание рекламодателей к онлайн-каналам во многом объясняется изменением модели поведения потребителей информации. Традиционное линейное телевидение во всем мире с каждым годом смотрят все меньше и меньше, отдавая предпочтение информации и видеоконтенту в интернете. Аудитория линейных телеканалов год от года стареет, телевизор перестает быть обязательным элементом интерьера каждой квартиры. И причина здесь отнюдь не в тотальном обеднении украинцев. Молодые представители среднего класса отказываются от телевизора — в нем попросту нет необходимости, когда имеется несколько гаджетов. Подростки поголовно обходятся без "ящика", предпочитая просмотр YouTube-каналов популярных видеоблогеров или выложенных на онлайн-сервисах модных сериалов. Поэтому традиционное телевидение в Украине и в мире теперь стоит перед выбором — ориентироваться на пенсионеров и постепенно терять аудиторию или уходить в онлайн.
В мире за последние несколько лет появились десятки популярных платформ массовых бесплатных образовательных курсов-онлайн, с помощью которых в любой точке мира можно получить доступ к видеолекциям лучших преподавателей из ведущих учебных заведений, проверить усвоение знаний при помощи тестов, а по окончании получить сертификат. Одна из крупнейших зарубежных образовательных платформ — Coursera к концу 2016 года объединила 1600 курсов и 22 млн слушателей. В Украине онлайн-образование обрело массовость благодаря платформе Prometheus, которая была запущена в октябре 2014-го. С октября 2015-го по октябрь 2016 года количество зарегистрированных слушателей Prometheus увеличилось со 100 тыс. до 275 тыс. Пока на этом ресурсе доступно более 40 онлайн-курсов.
В наращивании количества активных онлайн-клиентов также кровно заинтересованы украинские финучреждения. Причина проста: дистанционные платежи через интернет-банкинг обходятся им намного дешевле, чем обслуживание очередей в банковских отделениях. Чтобы перенаправить клиентов в онлайн, банкиры часто освобождают платежи через интернет-банкинг от комиссий и, напротив, устанавливают комиссии при оплате через кассу.
Такая консервативная сфера, как государственное управление, тоже активно диджитализируется. Сотни государственных услуг, для получения которых один-два года назад нужно было отстаивать очереди в офисах госструктур, теперь можно получить дистанционно на интернет-порталах igov.org.ua и poslugy.gov.ua.
Потенциал "электронной Украины" огромен. Если сейчас доля электронной торговли в стране оценивается примерно в 3% от всего ретейла, то в большинстве развитых стран этот показатель уже достигает 10–15%. Второй фактор роста — развитие мобильного интернета и распространение смартфонов, которое в Украине ускорилось после запуска 3G. По данным группы компаний EVO, на сегодня 37% посетителей заходят на торговую площадку Prom.ua с мобильных телефонов, а 25% покупают с помощью мобильного. На глобальном рынке мобильный интернет-трафик уже доминирует и, по прогнозам Zenith Media, в 2017 году составит 75%.