Продление жизни. Что даст Украине переход на трехлетнее бюджетирование
Правительство решило бороться с долгостроями и заставить работать средства местных бюджетов
8 февраля Кабмин принял "Стратегию управления государственными финансами на 2017–2021 годы". Один из ключевых планов правительства — переход на трехлетнюю систему планирования госбюджета. Принимаемый осенью бюджет на следующий год станет лишь вспомогательным документом. По мнению заместителя директора Центра экономической стратегии Марии Репко, переходя к среднесрочному планированию бюджета, страна сейчас делает то, что необходимо было сделать много лет назад.
Все 25 лет независимости Украина планировала свои расходы лишь на год вперед. Государственный бюджет в лучшем случае поспешно принимался в последние дни уходящего года и нередко верстался с учетом неожиданных для бизнеса и граждан налоговых новшеств. Бывало, что страна входила в новый год и вовсе без утвержденного бюджета или новое правительство радикально перекраивало главную смету страны, доставшуюся в наследство от предшественников.
Это создавало серьезные проблемы. Строительство школ, ремонты дорог, госзакупки вакцин и учебников, финансирование образовательных программ и многое другое можно было спланировать лишь до конца текущего года. А если за год по необъективным причинам не удавалось воплотить задуманное, деньги возвращались на счета Госказначейства и процедуру выделения средств приходилось начинать с нуля. Между тем строительство той же школы, от получения разрешения на строительство и до введения объекта в эксплуатацию, продолжается 17–20 месяцев. Масштабные инфраструктурные проекты требуют финансирования в течение еще более длительного периода.
Почему все так плохо?
"Распорядители бюджетных средств из-за длительности проектных и закупочных процедур часто не успевают до конца года использовать выделенные из бюджета деньги или пытаются их израсходовать любыми путями. При этом как у распорядителей, так и у поставщиков товаров, работ или услуг нет гарантий, что в следующем году будет обеспечен необходимый объем бюджетного финансирования", — рассказывает о пагубных последствиях такого подхода представитель Ассоциации городов Украины (АГУ). В качестве примера можно привести мост через Днепр в Запорожье, который не могут достроить с 2004 года. На продолжение проекта госбюджет на 2017 год выделил 250 млн грн. Но эта сумма вряд ли существенно приблизит финал стройки — стоимость проекта превышает 6,5 млрд грн.
Трехлетнее планирование сузит возможности для протаскивания в бюджет "хотелок" отдельных министерств или парламентских лоббистов
От издержек бюджетной недальновидности страдают не только госорганы и их подрядчики, но и предприниматели. Одно из неизбежных следствий ежегодного принятия бюджета — постоянное внесение изменений в Налоговый кодекс. "Украинская бизнес-среда крайне изменчива и непредсказуема, нет надежных прогнозов, на которые можно полагаться. Многие инвесторы опасаются строить долгосрочные планы, что негативно сказывается на объеме привлеченных инвестиций", — отмечает старший менеджер отдела консультационных услуг по повышению эффективности бизнеса компании EY в Украине Максим Шкуренко.
Что теперь изменится?
По словам Шкуренко, формирование среднесрочного плана весной, отдельно от осенней работы над "вспомогательным" госбюджетом на год, позволит правительству и депутатам заранее согласовать приоритеты, дать обществу понимание долгосрочной перспективы и получить обратную связь. Годовые бюджеты превратятся лишь в уточнение и детализацию ранее утвержденных показателей. Это снизит накал полемики, повысит прозрачность и точность принятия решений: традиционных для конца года публичных баталий и тайных интриг в Верховной Раде станет куда меньше. Кроме того, трехлетнее планирование заметно сузит возможности для протаскивания в бюджет "хотелок" отдельных министерств или парламентских лоббистов.
Новая модель бюджетного планирования позволит предотвратить и появление популистских начинаний, которые для поддержки провластных партий не раз инициировали накануне выборов. "Такие проекты, как "Юлина" или "Витина" тысяча (компенсация вкладов Сбербанка СССР при премьерстве Тимошенко и Януковича. — Фокус), уйдут в прошлое", — считает исполнительный директор Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Дмитрий Боярчук.
В плюсе окажутся и местные бюджеты. "В результате децентрализации, которую инициировало правительство, большинство местных бюджетов стали профицитными. На их счетах накопилось почти 16 млрд грн. Как правило, избыточные средства мэрии не вкладывают в развитие городов, а размещают в банках под проценты", — описывает сложившуюся на местах ситуацию глава центра "Эйдос" Виктор Таран. По его словам, новый порядок бюджетирования заставит средства местных бюджетов работать на интересы общин. Местные советы вынуждало накапливать деньги на счетах отсутствие понимания новых полномочий, которые дает им децентрализация. При трехлетнем планировании они будут четко понимать, к чему готовиться, не опасаясь ежегодных сюрпризов из Киева. Соответственно, заработанные деньги муниципалитеты будут куда охотнее вкладывать в строительство дорог, школ и детских садов.
- Читайте также: Ночной бюджет. Какие риски заложены в главном финансовом документе Украины на 2017 год
"Позитивный эффект мы увидим почти в каждом секторе — в образовании, в административных услугах, медицине, науке, строительстве дорог и модернизации аэропортов. То есть в каждой сфере, которую затрагивает государство. Распорядителям средств теперь придется задуматься над важными для общества целями, необходимыми для их достижения ресурсами и способами измерения результатов. Ведь из-за того, что общественные процессы имеют более длительный цикл, при планировании на год долгосрочный эффект было невозможно увидеть", — подытоживает Мария Репко.
Читайте также: Трудный возраст. Как власть хочет сократить дефицит Пенсионного фонда
Впрочем, переход на трехлетние бюджеты создает для экономики страны не только преимущества, но и дополнительные риски. В их числе слабая предсказуемость среднесрочных показателей инфляции, цен и тарифов, курса гривны, занятости населения. Если спрогнозировать эти индикаторы не получится, среднесрочные планы не будут работать. "Распорядители бюджетных средств на местном уровне еще не полностью готовы к модели трехлетнего планирования, и им стоит активно учиться работать в новых реалиях", — поясняет Таран. Поэтому результаты влияния бюджетного новшества на жизнь страны украинцы ощутят нескоро.