Знай наших. Как украинский стартап привлек $110 млн инвестиций
Сооснователь украинского стартапа Grammarly, получившего $110 млн инвестиций, о своем бизнесе, мафии PayPal и о том, что поможет нашим предпринимателям привлечь западных партнеров
История украинского стартапа Grammarly чем-то напоминает сказку о гадком утенке. Почти восемь лет назад киевляне Дмитрий Лидер, Максим Литвин и Алексей Шевченко создали продукт, который должен был корректировать англоязычный текст, делая его структурно, грамматически и стилистически правильным.
За 8 лет существования их детище преобразилось в интернациональную компанию с офисами в Киеве, Нью-Йорке и Сан-Франциско. О международном признании говорит и то, что Grammarly стал первым украинским стартапом, привлекшим $110 млн западных инвестиций.
Дмитрий Лидер, один из сооснователей Grammarly, рассказал Фокусу о том, на каких условиях получены инвестиции, на что потратит эти вливания компания и без какого качества выход на международную арену останется для украинских предпринимателей недостижимой вершиной.
Grammarly появилась в 2009-м. Немногим раньше, в 2002-м, бывший руководитель познакомил меня с Алексеем и Максимом. Я тогда был студентом НАУ, а ребята — выпускниками киевского Международного христианского университета. Я присоединился к их студенческим проектам, которые переросли в первый бизнес, продукт для обнаружения плагиата в студенческих работах MyDropBox.
Написать что-то хорошо самим — сложно. Работая над MyDropBox, мы начали изучать проблемы, с которыми сталкиваются пишущие. Почему люди занимаются плагиатом? Оказалось, что одна из основных причин — неумение выразить свои мысли. Человек может хорошо разбираться в предмете, но не знать, как это подать. Когда мы продали бизнес американской компании, решили взяться за более фундаментальную проблему — помогать людям с коммуникацией.
Первая версия продукта была создана именно здесь, в Киеве. Работу над Grammarly мы разбили на несколько этапов. Сначала занялись базовой механикой языка, исправлением орфографии и грамматики. Потом перешли к таким аспектам речи, как понятность (четкое, краткое, однозначное изложение) и эффективность (достижение целей коммуникации).
Дмитрий Лидер: "Почему люди занимаются плагиатом? Оказалось, что одна из основных причин — неумение выразить свои мысли. Человек может хорошо разбираться в предмете, но не знать, как это подать"
Ваша бабушка общается в интернете? Значит, она ведет некую цифровую коммуникацию. В таком случае я бы объяснил ей работу сервиса так: Grammarly — это цифровой помощник, который работает за кулисами тогда и там, где вы создаете сообщение, где вы общаетесь онлайн.
В будущем Grammarly сможет предсказывать реакцию собеседника или собеседницы на ваше сообщение. И предлагать соответствующие изменения. Для человека эта задача часто оказывается сложной, а вот компьютерная система, через которую проходит много подобных сообщений, может анализировать реакцию пользователей на них и прийти на помощь.
Уже сейчас сервис проверяет грамотность набранного в реальном времени текста. Вы переходите к редактированию — и Grammarly оценивает четкость изложения, подсказывает, чем заменить повторяющиеся слова или громоздкие предложения. Кроме того, сервис заметит, если стиль изложения не соответствует выбранному жанру, может подсказать более выразительные фразы. С помощью Grammarly люди редактируют свои рабочие письма, резюме, сообщения в соцсетях и даже информацию профиля на сайте знакомств.
В 2015-м мы запустили бесплатную версию Grammarly. Она позволяет убрать из сообщений явные дефекты, основные ошибки, а платная версия отполирует сообщение, чтобы сделать его максимально эффективным. Основное изменение, которое произошло с нами после выхода бесплатной версии — значительное увеличение аудитории.
Кто-то считает, что искусственный интеллект оказывает человеку медвежью услугу. Мол, люди привыкают бездумно полагаться на технологии. Не согласен. Grammarly — это инструмент для продуктивности. Он не заменяет человека, не умаляет его роль, а позволяет ему стать продуктивнее. Мы хотим помочь человеку выражать мысли так, чтобы его понимали, как задумывалось, без искажения. Если суть — это картинка в голове, мы поможем вам составить такое сообщение, чтобы, прочтя его, собеседники увидели такую же картинку.
Первого своего клиента команда Grammarly получила случайно. Перед тем, как запустить первую версию продукта, мы хотели проверить, работает ли Гугл-реклама. По ошибке запустили почти готовый сайт. На несколько минут. И увидели новую учетную запись. Человек успел отреагировать на рекламу и купил подписку за сумму в несколько раз большую, чем то, что мы потратили на рекламу. Пришлось запускаться ускоренными темпами. Это реальная история.
Продукт помогал нам искать людей в команду. Многие из тех, кто присоединился к нам, свое знакомство с компанией начинали со знакомства с продуктом: становились пользователями Grammarly, а потом решали присоединиться к нашей команде. Так в 2011-м к нам пришел генеральный директор Бред Хувер. Он уже был пользователем Grammarly, когда познакомился с Максимом и Алексеем на профильной конференции.
Improving lives by improving communication — это наша миссия и ответ на вопрос о том, зачем мы это делаем. Мы хотим улучшить качество коммуникации. Нам удалось создать продукт такой сложности с довольно небольшой командой — меньшей, чем в других технологических компаниях. А все потому, что компания уделяла много внимания созданию продуктивной командной культуры и поиску талантливых сотрудников, которые бы разделяли наши ценности. Нередко мы сначала находили человека, с которым нам хотелось работать, а потом придумывали для него роль, которая позволила бы ему раскрыться и стать частью команды.
$110 млн инвестиций от General Catalyst — первое стороннее вливание финансов. Grammarly действительно начиналась без сторонних инвестиций, компания была основана на деньги от продажи предыдущего проекта, о котором я вам уже рассказывал. Восемь лет мы развивались как самостоятельная компания.
Нам удалось получить инвестиции на очень выгодных для себя условиях. Мы сохранили полный контроль над компанией и ее будущим. Фактически инвесторы предоставили свой бренд, опыт, ресурсы в обмен на финансовое участие в последующем росте. Мы продолжим заниматься тем, чем занимаемся сегодня, только больше и быстрее. Нарастим команду в трех офисах, будем создавать мощные технологии и поддерживать растущее количество пользователей.
Слышали о термине "мафия PayPal"? Так обычно говорят о выходцах из технологической компании PayPal. Они основали много других проектов по всему миру, но их связывает общая история. Мы надеемся, что люди, которые сейчас работают с нами, станут "мафией Grammarly" и создадут множество компаний, в том числе и в Украине.
"Развивая идеи своего бизнеса, стоит мыслить глобально", — это основная рекомендация, которую могу дать украинским предпринимателям. Думать нужно не о западной или украинской, а о глобальной аудитории, о том, что может быть универсально.
Я хотел бы видеть (делает паузу) больше доверия на украинском рынке. На Западе в основе партнерских отношений лежат открытость, честность и доверие. Уверен, этот глобальный тренд неминуемо завоюет и Украину. Я в этом смысле оптимист.
Дмитрий Лидер: "Не в последнюю очередь мы взялись за этот продукт, потому что он решал и нашу проблему — то, с чем сталкиваются не носители английского языка, которые активно его используют"
Начните с решения личных проблем. Авторам стартапов и инноваторам часто рекомендуют начинать с решения собственных проблем. Так вы обеспечите себе, как минимум, одного пользователя (смеется). Не в последнюю очередь мы взялись за этот продукт, потому что он решал и нашу проблему — то, с чем сталкиваются не носители английского языка, которые активно его используют.
Я уверен, что в будущем искусственный интеллект начнут использовать во многих сферах: обучение, забота о здоровье, коммуникации. Последнее — то, с чем уже сейчас работает Grammarly. Пока мы обрабатываем текст, со временем можем взяться за голос.
- Читайте также: Синяя метка. Как бизнесу приготовиться к работе без печатей
Превратить Украину в один из центров разработки искусственного интеллекта реально. История нашего успеха может стать примером и вдохновлять других украинских предпринимателей. Grammarly показала, что в Украине есть технические и управленческие компетенции, есть люди, которые могут так. Надеюсь, это привлечет к нашей стране внимание других иностранных инвесторов.
Фото: Александр Чекменев