Высокое напряжение. Интерес прокуратуры к Укрэнерго грозит срывом международных проектов

Фото: Украинское фото
Фото: Украинское фото

Около двух недель заблокирована операционная деятельность по проектам, финансируемым международными донорами

Related video

Уже две недели Генпрокуратора активно проверяет тендерные закупки государственного оператора магистральных сетей Укрэнерго. Расследование прокуратуры привело к блокированию операционной деятельности украинских подразделений трех энергетических корпораций, которые стали подрядчиками совместных проектов Укрэнерго c Европейским инвестиционным банком, Европейским банком реконструкции и развития и Всемирным банком. Как уверяет источник Фокуса, если правоохранители в ближайшие дни не найдут в работе госпредприятия и его контрагентов факты злоупотреблений, Украину может ждать международный скандал.

12 июля директор по коммуникациям Национальной акционерной компании "Укренерго" Михаил Бно-Айриян написал в Facebook о проведении обысков в компании. Вскоре после появления этого поста Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что его ведомство расследует факты возможного хищения средств в особо крупных размерах в Укрэнерго. Луценко подчеркнул, что у него есть подозрения касательно схем личного обогащения одного из руководителей этой компании, который через подконтрольные его семье компании выводил с госпредприятия миллионные суммы.

В Генпрокуратуре пояснили, что провели около 50 обысков в региональных подразделениях и в домах руководства оператора магистральных сетей Украины Укрэнерго, в том числе у исполняющего обязанности руководителя компании Всеволода Ковальчука.

Интерес прокуратуры к Укрэнерго возник давно. Расследовать тендеры госкомпании Генпрокуратура начала еще в апреле 2014 года. Силовики подозревали, что Ковальчук в 2010–2014 годах, занимая должность главы комитета конкурсных торгов Укрэнерго, способствовал победе на тендерах подконтрольным ему и членам его семьи компаниям. В общей сложности менеджеру инкриминировали нарушение процедур на 12 тендерах на общую сумму в 97 млн грн.

Если ситуация в ближайшие дни не разрешится, со стороны Еврокомиссии может последовать резкое заявление в отношении украинских властей

В деле фигурировали более 15 компаний, среди которых есть и международные структуры — украинские подразделения занимающихся строительством высоковольтных сетей хорватской компании Dalekovod, индийской Kalpataru Power Transmission и испанской Instalaciones inabensa.

Обыски в Укрэнерго уже проводились в 2015 году, тогда Генпрокуратура также приезжала к руководителям компании, были изъяты деньги, печати и документы компании. Это происходило вскоре после назначения Всеволода Ковальчука на должность. Сейчас все повторяется.

Будни реформатора

Сам Ковальчук объясняет интерес силовиков к возглавляемому им предприятию своими действиями по очищению компании от коррупционного прошлого и реформированию энергетической системы страны. В этом году Ковальчук инициировал процесс отсоединения энергосистемы Украины от энергосистем СНГ и полноценного присоединения к энергосетям ЕС. Завершение этого процесса означает возможность свободной торговли электроэнергией с Европой, оптовые цены на которую в ЕС гораздо ниже, чем в Украине.

"Как только мы сделали то, чего ждет вся страна, — начали путь объединения энергосистемы Украины с Европой, что избавит нас от электроэнергетической зависимости от России, только я отчитался, что мы сбили с тендерных цен уже больше 6,7 млрд грн (и это цены, утвержденные в 2013–2015 годах), началась новая волна дискредитации меня лично и работы самого прозрачного из государственных предприятий", — прокомментировал Ковальчук ситуацию в своем Facebook.

В интервью одному из украинских изданий руководитель Укрэнерго рассказал, что нажил себе немало врагов, в свое время уволив ряд сотрудников компании, которые были "вхожи в различные властные кабинеты". Также Ковальчук отметил, что компании, тендеры с которыми сейчас проверяет прокуратура, — работающие структуры, и ни о каких признаках их фиктивности и речи быть не может.

Кроме того, как отмечает Ковальчук, Генпрокуратура в рамках досудебного расследования проверяет ряд компаний, которые никогда не оказывали услуг Укрэнерго по тендерам.

Где правда

Участники рынка соглашаются с тем, что тендерные процедуры в 2010–2014 годах в энергетических госкомпаниях были далеки от идеала. То есть интерес прокуратуры к Укрэнерго может оказаться небезосновательным.

Однако странным выглядит то, что Генпрокуратура проводит активные следственные действия в середине июля, хотя уголовное производство начали еще весной. "Уголовное дело было возбуждено по факту или по заявлению в апреле. Как было видно из постановления суда, который разрешил проведение обыска, Генпрокуратура усматривала сговор группы лиц, не только Укрэнерго, но и Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг, хотя обвинения людям еще не предъявлены", — комментирует ситуацию член стратегического совета Киевского института энергетических исследований Светлана Голикова.

Тендерные процедуры в 2010–2014 годах в энергетических госкомпаниях были далеки от идеала

Исполнительного директора Института устойчивого развития Станислава Игнатьева настораживает еще один факт — промежуток всего в две недели между обысками и подписанием договора о будущем объединении энергосистем Украины и Молдовы с европейской сетью системных операторов передачи электроэнергии ENTSO-E. "Подписание договора фактически означает отсоединение объединенных энергосетей от России. Не исключено, что, гипотетически, ситуация вокруг государственного предприятия является результатом давления российских политических лоббистов на системного оператора энергосетей", — считает эксперт.

По словам Станислава Игнатьева, поводом для волнений "доброжелателей" Укрэнерго может стать и то, что после принятия закона "Про рынок электрической энергии" с 2019 года госпредприятие станет ключевым элементом нового рынка электрической энергии и распорядителем значительных финансовых средств. "Предприятие получит бюджет около 20% от общего объема энергетического рынка и широкие полномочия по компенсации разницы между гарантированным "зеленым тарифом" (для альтернативной энергетики. — Фокус) и рыночными ценами на электроэнергию, тарифной поддержке ТЭС, закупке услуг по балансированию энергосистемы", — отмечает эксперт.

Вместе с тем уже и сегодня суммы, которыми оперирует Укрэнерго, внушительны. В частности, компания имеет совместные проекты со Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком. "Насколько мне известно, проходят обыски у лиц, которые работали подрядчиками в том числе и по тендерам, проведенным Всемирным банком, по другим международным тендерам, сейчас пытаются найти нарушение в сметах или целевом использовании денег", — рассказывает Светлана Голикова.

Что люди скажут?

Как стало известно Фокусу из собственных источников, речь идет именно об упоминавшихся выше Dalekovod, Kalpataru Power Transmission и Instalaciones inabensa.

С Dalekovod Укрэнерго сотрудничает давно, хорваты выигрывали тендеры еще в 2011 году. В 2015 году Dalekovod выиграла тендер на расширение и модернизацию подстанции "Киевская".

Укрэнерго и Kalpataru Power Transmission подписали контракт на строительство ЛЭП на 750 кВ Ровенская АЭС — "ПЭС Киевская" стоимостью 129,6 млн евро. Этот проект проводят в рамках общего проекта Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка "Строительство воздушной линии 750 кВ Ровенская АЭС — Киевская". Параллельно с этим идет работа по контракту на сумму 59,2 млн евро по строительству ЛЭП на 750 кВ Хмельницкая АЭС — Чернобыльская АЭС.

Подобные Укрэнерго компании — всегда лакомый кусок для влиятельных групп, желающих сесть на их теневые потоки

Что касается Instalaciones inabensa, то в 2013 году она заключила договор с Укрэнерго о строительстве воздушной ЛЭП на 750 кВ Запорожская АЭС — Каховская. Сумма контракта — 55,5 млн евро.

На момент подготовки материала, по сведениям источника издания, операционная деятельность украинских подразделений этих компаний заблокирована, что может привести к задержке выполнения совместных проектов Укрэнерго и зарубежных доноров.

Сами доноры пока предпочитают публично не обсуждать ситуацию. "Могу сказать, что работа с Укрэнерго ведется в нормальном режиме", — пояснил Фокусу старший советник по внешним связям Европейского банка реконструкции и развития Антон Усов. Однако, как уверяет источник Фокуса, если ситуация в ближайшие дни не разрешится, со стороны Еврокомиссии может последовать резкое заявление в отношении украинских властей.

Насколько большой урон действия прокуратуры принесут госкомпании, сказать сложно. Скорее всего, пока речь будет идти в первую очередь о репутационных потерях. "Если бы компания была корпоратизирована и акционирована, а ее акции котировались на какой-то бирже, то внешняя реакция была бы незамедлительной", — говорит Светлана Голикова.

Оценку подобным ситуациям всегда давать сложно. С одной стороны, подобные Укрэнерго компании — всегда лакомый кусок для влиятельных групп, желающих сесть на их теневые потоки. Вместе с тем действия прокуратуры одобрены судом, а значит, повод для разбирательства есть. По крайней мере, пока не доказано обратное.