Сезон стартап-охоты. Зачем крупные компании спонсируют бизнес-инкубаторы
В Украине стартапами начали интересоваться представители крупного бизнеса. Они учреждают и спонсируют бизнес-инкубаторы, конкурсы и премии для IT-предпринимателей. Фокус выяснил, каких стартаперов поддерживают большие компании и для чего им это нужно
За украинскими стартапами начал охотится крупный бизнес. И это не просто модный тренд, а вопрос выживания. "В современном мире ты либо быстрый, либо мертвый. Корпорации, которые все еще не работают со стартапами, уже проиграли", — говорит менеджер по развитию фонда Wanna Biz Александра Балкова.
Но зачем крупные компании создают свои стартап-инкубаторы, если у гигантов есть достаточно ресурсов, чтобы организовать разработку инновационных продуктов в своей структуре? Как отмечает Community Leader Techstars Startup Week в Украине Катерина Дегтяр, для перестроек и инноваций большому бизнесу всегда нужен внешний агент.
Фокус выяснил, кто из представителей большого бизнеса Украине уже открыл сезон охоты за стартапами и за кем предпочитает охотиться.
Сервис платежей для малого бизнеса
Одной из инициатив крупного бизнеса, которую чаще всего называли опрошенные Фокусом эксперты, стал телеком-акселератор Radar Tech (экс-ВДНХ Tech). Его инициировала компания "Киевстар". "Телеком считается консервативной отраслью, а мир меняется очень быстро. Чтобы удерживать лидерские позиции, компания должна предлагать клиентам новые интересные продукты и решения. Один из способов их найти — сотрудничество со стартапами, которые приносят более прогрессивные методы работы с аудиторией и свежие идеи", — объясняет стратегию компании советник президента "Киевстар" по цифровым и информационным технологиям Алексей Мась.
Финалистами первого Radar Tech в 2016 году стал стартап Gravitec. Это система отправки Push-уведомлений. Сейчас у этого сервиса около 2 тыс. пользователей и более 9 млн push-подписчиков. Кроме Украины Gravitec уже работает в Польше и Турции. Также в "Киевстар" заключили договоры с еще тремя прошлогодними финалистами — создателями InCust (облачная программа лояльности), Virbox (виртуальные туры по Украине в формате 360°) и Nravokids (обучающие игры для детей на мобильных устройствах).
В октябре 2017 года состоялся финал второго телеком-акселератора от "Киевстар". Финалистом стал сервис платежей для малого бизнеса mBill. Он позволяет превратить страничку соцсети в интернет-магазин с функцией оплаты онлайн. Обычно микро-предприниматели, которые продают таким образом, высылают покупателю номер своей банковской карты и ожидают перевода через терминал или интернет-банкинг. Это удлиняет процесс получения средств и отпугивает клиентов.
Умные вещи
Корпорации готовы поддерживать стартапы, которые в перспективе помогут компании повысить эффективность своей деятельности. За счет этого развиваются инициативы на стыке технологий и традиционных отраслей
Корпорация Microsoft уже реализовала несколько программ для стартаперов в Украине. Как рассказала Фокусу генеральный директор "Майкрософт Украина" Надежда Васильева, с 2015 года при поддержке компании действует IoT-лаборатория.
В 2016-м IoT-лаборатория выпустила семь проектов с работающими прототипами умных устройств. В их числе, например, Skok Agro (ранее Agro Monitor) — разработчик систем для анализа состояния посевных полей. Сейчас эта компания продает готовое оборудование, создает индивидуальные решения по заказу крупных агрокомплексов и уже задумывается о выходе на зарубежные рынки.
"Многие специалисты в области коммуникаций сегодня используют сервис YouScan, ведущую систему на рынке СНГ для профессионального мониторинга социальных медиа — этот проект был участником программы поддержки стартапов Microsoft BizSpark", — рассказывает Васильева. По ее словам, корпорация Microsoft также поддерживает программы 1991 Open Data Incubator и Cloud Business, которые сейчас доступны для молодых команд.
Финансовые технологии
Гиганты финансового рынка, вместо того чтобы конкурировать с небанковскими компаниями, развивающими финансовые технологии (Fintech), сегодня предпочитают брать такие стартапы под свое крыло. "Наш инкубатор сотрудничает с компанией Mastercard, которая предоставляет свой API (готовый интерфейс создания приложений. — Фокус) и хочет найти решения в финтех-сфере для развития этого рынка в Украине", — рассказала Фокусу об одной из инициатив исполнительный директор 1991 Open Data Incubator Евгения Клепа.
Инкубационная программа Fintech Master, о которой идет речь, стартовала осенью этого года. 12 октября жюри отобрало девять стартапов, которые пройдут двухмесячную инкубацию и в феврале 2018-го представят свои продукты.
Среди участников оказался финалист прошлогоднего Radar Tech — стартап InCust, объединяющий с помощью мобильного приложения программы лояльности разных магазинов. Также в программу попали скоринговая модель FinScore, которая прогнозирует вероятность банкротства компании; платежный шлюз для маркетплейсов PayCore.io; система защиты для онлайн-торговцев от мошенничества с кредитками AlfaProtection.
Инновации в агросекторе
Крупнейший украинский производитель и импортер куриного мяса в Украине — компания Мироновский хлебопродукт (МХП) тоже заинтересовалась стартапами. В начале октября во время объявления победителей телеком-акселератора RadarTech 2.0 сооснователь инновационного кластера RadarTech Юлия Порошенко объявила о скором старте совместного с МХП инновационного акселератора для аграрных стартапов.
В эту программу отберут 25 претендентов, из которых 10 лучших пройдут акселерацию, а победители будут сотрудничать с МХП. Фактически агрохолдинг Юрия Косюка пошел по тому же пути, что и "Киевстар", и в качестве альтернативы собственному отделу, который занимается научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой, решил выращивать стартапы.
- Читайте также: Болезни роста. Что думают об Украине международные инвесторы
Возможно, подобному примеру последуют и другие украинские агрохолдинги. Ведь использование технологий в сельском хозяйстве, где Украина традиционно сильна, позволит повысить конкурентоспособность аграрной отрасли. При этом разработчики получат не только деньги богатых агрохолдингов, но и возможность обкатать свои продукты в полях.