IT и право. Как legal tech работает в Украине и в других странах

Фото: leyton.com
Фото: leyton.com

Термин legal tech все чаще встречается в украинских СМИ. Фокус выяснил, как развивается эта отрасль бизнеса, почему от нее не в восторге юристы и какие новые технологии стоит ожидать в правовой деятельности

Related video

Под термином legal tech еще недавно понимали только информационно-технологическое обслуживание профессиональной юридической деятельности. Продукты из сферы legal technology были адресованы именно юристам-профессионалам. Несколько лет назад legal tech расширил аудиторию: разработчики начали создавать приложения не только для юристов, но и для потребителей юридических услуг.

Legal tech 2.0

Первым legal-tech-продуктом нового поколения считают DoNotPay — бота, созданного 19-летним студентом Стэнфордского университета Джошуа Броудером в 2014 году. Бот составлял апелляции на штрафы. Автовладельцу, считающему, что его несправедливо оштрафовали, больше не нужно было обращаться к юристу, чтобы написать и отправить обжалование. Бот делал это быстрее. За первые же полгода DoNotPay помог клиентам выиграть дел в общей сложности на $3 млн. Это стало вторым рождением legal tech.

Сегодня разработчики в сфере legal tech создают приложения и сервисы как для юристов, так и для их клиентов. В обоих случаях используется один и тот же универсальный принцип: IT-продукты должны автоматизировать рутинные задачи. Юристам больше не нужно нанимать помощников, чтобы поручить им подобные задания. Профессионалы могут сконцентрироваться на сложных задачах, требующих высокой квалификации. Потребители юридических услуг, в свою очередь, получают более простой, быстрый и недорогой доступ к профессиональной помощи.

Тренды

Колумнист Forbes Дэниел Ньюман выделяет несколько тенденций, связанных с диджитализацией юриспруденции. Первая — мобильные приложения. Смартфоны — инструмент, который помогает юристам связываться и с клиентами, и с коллегами. Когда в телефоне появляются приложения для профессиональной деятельности, мобильный гаджет становится полноценным рабочим инструментом. Специалист получает доступ ко всем необходимым базам данных, может искать информацию с помощью ботов или составлять документы через автоматизированные сервисы.

Главные тенденции в legal tech — распространение сервисов, предоставляющих юридические услуги онлайн, а также ботов-юристов

Еще один важный тренд — машинное обучение. Законодательная база и нормативно-правовые акты регулярно обновляются, и найти нужную информацию юристам бывает крайне непросто. Самообучающиеся программы значительно сокращают время поиска и снижают вероятность ошибки.

Новые разработки не только повышают эффективность работы юриста, но и помогают отслеживать прогресс. В приложении легко просмотреть отчетность и оценить результаты. Появляются новые способы оплаты юридических услуг, основанные на конкретном результате.

Главные тенденции в legal tech с точки зрения рядового пользователя — распространение интернет-сервисов, предоставляющих юридические услуги онлайн, а также ботов-юристов. Они обеспечивают юридическую поддержку даже тем, кто раньше не имел доступа к правовым услугам. При этом у приложений и онлайн-сервисов вполне приемлемые цены, а иногда они и вовсе бесплатны для пользователя.

Legal tech в Украине

В Украине некоторые приложения помогают стране становиться правовым государством. Например, популярное приложение Karatel дает возможность бороться с коррупцией пользователям, которые не имеют юридического образования и времени на долгие разбирательства. OpenDataBot следит за изменениями в регистрационных данных компаний, а также мониторит выписки из судебного реестра. Telegram-бот OblavaBot позволяет быстро получить помощь адвоката в случае, если компания попадает под следственные действия.

Украинские разработчики реагируют и на мировые тренды. В последнее время legal tech особенно активно развивается в b2b-секторе (бизнес для бизнеса) и, в частности, в e-commerce. Бизнес ищет инструменты, которые помогли бы в урегулировании споров. Свой вариант такого решения представил проект Pinky Solutions. Сервис предлагает покупателям, которые недовольны покупкой в интернете, составить жалобу, а затем, за несколько простых шагов, договориться с ретейлером и решить конфликт. Это быстрее и эффективнее, чем коммуникация через службу поддержки, и тем более, чем судебное разбирательство. Pinky опирается на теорию переговоров и ставит перед собой цель найти такое решение, которое будет полезно обеим сторонам конфликта.

В октябре 2017 года Pinky Solutions был назван лучшим legal-tech-стартапом Украины по версии 1991 Open Data Incubator и нидерландской некоммерческой организации HiiL. Команда проекта отправится в Гаагу, чтобы пройти обучение в Justice Entrepreneur School от HiiL Justice Accelerator и принять участие в церемонии награждения Innovating Justice Awards.

Новые вызовы

Legal tech можно хвалить, ругать, его можно бояться или, наоборот, восторгаться каждым решением. Ясно одно: legal technology уже изменили юриспруденцию

Сфера legal tech только начинает развиваться, а потому ей предстоит решить еще немало проблем. Уже сейчас эксперты говорят о том, что legal tech провоцирует "уберизацию" юридической отрасли. Многие недовольны тем, что новые IT-продукты снижают стоимость юридических услуг и в целом слишком резко меняют рынок.

Показателен случай с программой Rocket Lawyer, созданной при поддержке Американской ассоциации адвокатов. Пользователи Rocket Lawyer могли задавать вопросы адвокатам через приложение и получать грамотные ответы от квалифицированных юристов. При этом цена программы — менее $5. Как сообщал ресурс The American Lawyer, в начале 2016 года члены Ассоциации запротестовали, потому что программа мешала им работать по старым правилам. Финансист Джо Дьюи в блоге Medium проводит параллель между этим случаем и многочисленными протестами таксистов против Uber.

Вместе с тем другие авторы отмечают, что распространение legal-tech-продуктов повышает юридическую грамотность, а вместе с ней и спрос на услуги юристов. Люди получают возможность самостоятельно выполнить простые действия, а с более серьезными вопросами обращаются к специалистам.

Еще один серьезный вызов — защита информации. С развитием технологий многие юридические фирмы переносят данные в облачные хранилища, а некоторые даже начинают оказывать услуги онлайн. Появляется ПО, решающее правовые задачи, которое относится к категории SaaS — software as a service — программное обеспечение как услуга. Все это делает правовую отрасль уязвимой для хакеров. Поэтому в ближайшее время девелоперам из сфер legal tech и компьютерной безопасности предстоит немало поработать вместе.

Legal tech можно хвалить, ругать, его можно бояться или, наоборот, восторгаться каждым решением. Ясно одно: legal technology уже изменили юриспруденцию. И рано или поздно рынку придется с этим смириться.