Зачем платить больше. Что мешает украинцам заменить дорогой природный газ на дешевое биотопливо
Украина способна полностью отказаться от природного газа. Вопрос лишь — когда
Утепление и замещение
В Минрегионстрое подсчитали, что население могло бы платить за тепло на 60% меньше, чем сегодня. Все, что нужно для радикального снижения затрат, — утепление многоквартирных домов и газозамещение. Переломный момент наступит, когда создадут Фонд энергоэффективности.
Шагом к его созданию стала программа "Теплые кредиты", стартовавшая в 2014 году. В Украине около 15 млн домохозяйств, и половина из них приходится на 120 тыс. многоэтажных домов. Правительство способно компенсировать 20–40% суммы кредита, полученного на утепление здания. С 2014-го программой "Теплые кредиты" воспользовались более 276 тыс. семей, которые провели мероприятия по энергоэффективности на сумму более 3,7 млрд грн. Причем 1,4 млрд грн им впоследствии компенсировало государство.
Инициаторы утеплительных мероприятий в конкретных многоэтажках — как правило, председатели объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Конкретный пример. Харьковское ОСМД "Альма-Центр" привлекло 360 тыс. грн кредита на утепление своего дома. Из этих денег государство вернуло 166 тыс. грн. Впоследствии "Альма-Центр" установил за кредитные 104 тыс. грн индивидуальный тепловой пункт. При этом 44,6 тыс. грн возместил государственный бюджет, а 20 тыс. грн — областной. Благодаря принятым мерам в доме резко уменьшилось использование газа, а соответственно, и стоимость отопления — с 32 грн до 9 грн за кв. м.
Снижать затраты на отопление школ и детских садов тоже нужно. Для этого необходимо заменить дорогой природный газ на более дешевое топливо. Энергоносителем может стать что угодно: солома, стружка и даже навоз.
Биомасса бывает разная, но почти все ее разновидности дешевле природного газа. Так почему же отечественные промышленники и коммунальщики до сих пор не перешли на альтернативное топливо? Дело в том, что дорого не столько топливо, сколько сам процесс модернизации — закупка, установка и наладка нового оборудования, переход на новую систему поставок, логистика. Инвестиции в твердотопливные котлы и переход на биомассу (любое горючее растительного происхождения) окупятся минимум за 2–3 года.
9 млрд кубометров природного газа могла бы замещать Украина биотопливом
И все же в Украине появились села и поселки, в которых коммунальные службы полностью отказались от природного газа. Правда, газозамещение идет не столь быстро, как хотелось бы. Старт этому движению дан в 2014 году, когда голубое топливо резко подорожало. Теперь в небольших городах и громадах, если и признаются в использовании газовых котлов, то почти всегда с оговорками: "Мы уже начали программу газозамещения". Или: "В следующем году котлы заменим".
Как это происходит
Впервые за несколько лет Белозерский сельсовет (Черкасская область) провел глобальную чистку деревьев, причиной которой стало не только желание улучшить эстетический вид села. Благодаря нехитрому станку срезанные ветки быстро превратились в опилки. Стрижка ста пятидесяти деревьев дает возможность обогревать детский сад в течение всего отопительного сезона.
"В прошлом году мы заменили все котлы в коммунальных котельных на твердотопливные, потратив на это около 400 тыс. грн, — рассказывает глава Белозерской территориальной громады Владимир Мицук. — На каждом котле экономим по 200 тыс. грн в год. В 2018 году эта экономия будет еще большей, так как в нынешнем мы утеплили больницу и школу".
А глава Кочубеевской объединенной территориальной громады Херсонской области Иван Дударь заменяет газ опилками, полученными из придорожных зарослей. "Дороги в нашей громаде все время зарастают кустарниками, — объясняет он. — Раньше их просто вырубали и сжигали. Но недавно мы купили специальный измельчитель веток, хотим также приобрести пеллетную линию, чтобы прессовать опилки и фасовать их. Благодаря этой линии мы не только приведем в порядок все наши дороги, но и получим несколько дополнительных рабочих мест".
В Иванычевском районе на Волыни уже три года топят энергетической вербой. Она разрастается в рекордно короткие сроки. Всего здесь посадили более 2 тыс. га этого растения. С 1 га в год выходит 20 тонн дров. А в Маневичском районе Волынской области перешли на торф, возобновив работу двух торфобрикетных заводов, на которых сейчас работают около 700 рабочих.
В Кременецком районе Тернопольской области топят брикетами из стеблей малины — ее плантации раскинулись здесь на десятки гектаров. Специальная производственная линия, установленная с помощью гранта Евросоюза, способна производить 150 кг брикетов в день.
Однако переход на биотопливо связан не только с дороговизной оборудования. К примеру, заменять газ дровами можно лишь в лесистой местности. Так, к примеру, глава Веселовской объединенной громады Запорожской области Петр Кияшко отмечает, что в приазовских безлесных степях замена газа дровами возможна частично. В ближайшем будущем он планирует приобрести линию для сортировки мусора и формирования из него топливных пеллет. По словам Кияшко, таким образом можно утилизировать до 80% мусора, включая пищевые отходы.
Общий котел. Винницкая котельная с оборудованием, рассчитанным на твердое топливо
Повышение цен на то или иное альтернативное топливо или снижение цен на газ могут, конечно, замедлить процесс газозамещения, но не остановят его. Дело в том, что, устанавливая твердотопливные или биотопливные котлы, коммунальщики не ставят крест на применении голубого топлива — просто теперь у них появляются возможности для маневра: открыть вентиль они смогут в любое время.
Переходят на альтернативное топливо и частные компании, порой объединяющие свои усилия с местными властями. Мало-помалу создается инфраструктура производства и логистики альтернативного топлива. В городе Глобино на Полтавщине компания "Астарта-Киев" построила биогазовый завод, работающий на жоме сахарной свеклы, которую в избытке поставляет местный сахарный завод.
За сутки предприятие производит 150 тыс. куб. м биотоплива, что эквивалентно 75 тыс. куб. м природного газа. Кроме свекловичного жома в качестве сырья используют остатки от переработки сои, кукурузы и других растений. Ну а сахарному заводу жом свеклы возвращается в виде голубого топлива.
В том же Глобино действует первый в Украине биогазопровод, соединяющий биогазовый завод с центром переработки сои. Недавно руководство Глобинского биоэнергетического комплекса заявило о планах постройки когенерационной установки мощностью 12 МВт. Она будет производить электроэнергию, которую предприятие планирует продавать по "зеленому тарифу", а также тепловую энергию, потребителем которой станет Глобинский перерабатывающий завод.
Однако не во всех городах и селах процесс газозамещения проходит гладко.
Палки в колеса
Компания "Галпек-Миколаїв" специализируется на аренде коммунальных котельных. Она их реконструирует, переводит на твердое топливо и впоследствии поставляет тепло бюджетным организациям по низкой цене. По словам директора "Галпек-Миколаїв" Владимира Михайлишина, два года назад городские власти Николаева, райцентра Львовской области, разорвали контракт с ним, вернувшись к использованию газа и одновременно подняв тариф на тепло.
Чиновникам проще работать с газом: открыл кран — и никаких проблем. Не нужна ни логистика, ни склады, ни кочегары
"Мы обеспечивали местному бюджету 15–20% экономии средств, — рассказывает Владимир Михайлишин. — Вместо газа сжигали гранулы, опилки, торфобрикеты и дрова. Сейчас 1 тыс. куб. м газа стоит около 10 тыс. грн. Этот объем природного газа могут заменить, например, 2,5 тонны деревянных гранул или 3–4 кубометра дров, которые стоят 5–6 тыс. грн". Сюда надо, правда, добавить расходы на логистику альтернативного топлива. Но прибыль от газозамещения все равно очевидна.
Михайлишин приводит такие аргументы: "В Николаеве благодаря нашей работе тариф составлял 1,4 тыс. грн за 1 Гкал, причем около 400 грн мы возвращали в городской бюджет в качестве арендной платы и платы за транспортировку тепла. Но когда городские власти расторгли с нами контракт и снова перешли на газ, тариф они установили на уровне 1,7 тыс. грн за 1 Гкал. А еще раньше это сделала районная администрация — орган, который должен стимулировать экономию государственных средств".
Почему так произошло? Чиновникам проще работать с газом: открыл кран — и никаких проблем. Не нужна ни логистика, ни склады, ни кочегары. А население не всегда разбирается в причинах повышения тарифов для больниц и школ. Также Владимир Михайлишин считает, что причиной перехода на газ могут быть личные интересы чиновников, активно строящих в городе новые газовые котельные.
По словам главы наблюдательного совета компании "Укртепло" Ивана Надеина, власть и коммунальщики порой сознательно препятствуют переводу котельных с газа на биотопливо, а также мешают применять энергосберегающие технологии. "У чиновника нет такой задачи, как экономия газа, — поясняет свою мысль Надеин. — Его никто не поощрит, если он сделает посильный вклад в энергетическую независимость Украины. И никто не накажет, если регион, в котором он работает, продолжит сжигать газ даже там, где есть альтернатива".
В Украине существуют целые сектора экономики, в которых выделяются дотации для потребителей импортного газа. Например, предприятия теплокоммунэнерго потребляют около 6 млрд кубометров голубого топлива в год по льготной цене 2,9 тыс. грн за 1 тыс. куб. м. "Разница между льготной ценой и реальной компенсируется за счет бюджета, то есть за наши с вами деньги", — комментирует Надеин.
В общем, несмотря на все позитивные перемены, Национальный план действий по энергоэффективности, разработанный и принятый еще в 2015-м, провален.
Государство не смогло
Потребление природного газа в Украине сокращается с 2013 года. Если в 2012-м страна использовала примерно 55 млрд куб. м, то в 2013 году украинцы потребили, по данным НАК "Нафтогаз Украины", только 50,4 млрд куб. м. С началом войны этот процесс только ускорился. В конце ноября 2015-го Нафтогаз прекратил покупать голубое топливо у российского Газпрома. В прошлом году Украина использовала наименьшее количество природного газа за все время независимости — 33,2 млрд куб. м.
Энергомодернизация производства стоит недешево, а правительственных программ, которые бы стимулировали украинские предприятия замещать голубое топливо, нет
Важный нюанс. Столь значительного сокращения добились не только благодаря переходу на альтернативные источники топлива и использованию энергосберегающих технологий. Газ, основным потребителем которого являются промышленные предприятия, используют меньше прежде всего из-за сокращения производства. Многие энергоемкие предприятия остались на оккупированных территориях Донбасса и Крыма или прекратили свое существование в результате боевых действий.
По данным Нафтогаза, в 2013 году украинские предприятия использовали 19,1 млрд куб. м голубого топлива, в 2014-м — 14,4 млрд куб. м, в 2015-м — 11,2 млрд куб. м и в 2016-м — 9,9 млрд куб. м. Сокращение объемов потребления газа в промышленности только в единичных случаях стало результатом внедрения теми или иными компаниями энергоэффективных технологий. Ведь энергомодернизация производства стоит недешево, а правительственных программ, которые бы стимулировали украинские предприятия замещать голубое топливо, нет.
Еще в сентябре 2014-го Кабмин принял постановление о стимулировании замещения природного газа в сфере теплоснабжения. В бюджете на 2015 год даже заложил 500 млн грн "на компенсацию разницы в тарифах на производство тепловой энергии для населения на теплогенерирующих установках с использованием любых видов топлива и энергии, кроме природного газа". Однако в декабре прошлого года эти нормативы были отменены — из-за несоответствия Закону "О рынке природного газа".
Согласно Национальному плану действий по энергоэффективности, к 2020 году потребление 7,2 млрд куб. м голубого топлива должно быть замещено биотопливом. Но, судя по неутешительной статистике (за год потребление газа уменьшилось лишь на 0,6 млрд куб. м), этого вряд ли удастся достичь.
Все у нас получится
Даже если правительственные планы будут провалены, тенденция не изменится: процесс газозамещения продолжится со скоростью, пропорциональной росту цен на голубое топливо. Потенциал в этом смысле у Украины огромный.
"У нас около 80 млн га земель, непригодных для земледелия, но подходящих для разведения энергетических культур. Это больше, чем нужно для насыщения рынка", — убежден Александр Ганженко, заведующий отделом технологий выращивания биоэнергетических культур Института биоэнергетических культур и сахарной свеклы.
По расчетам председателя Государственного агентства по энергоэффективности Сергея Савчука, общий потенциал сельскохозяйственных отходов в Украине составляет около 93,5 млн тонн в год. Используя на энергетические нужды лишь 37% этих отходов, можно замещать более 9 млрд кубометров газа ежегодно. А это значит, что Украина способна полностью отказаться от природного газа. Вопрос лишь — когда.