Залы больше не пустые. Почему 2017-й стал знаковым для киноиндустрии Украины

Фото: FainaIdea.com
Фото: FainaIdea.com

Изменения, которые были запущены в украинской индустрии в 2014 году, полностью реализовались только сейчас, в 2017-м

Первое, на что любой кинематографист укажет тем, кто не знаком с особенностями рынка, — цикл кинопроизводства занимает значительно больше времени, чем может показаться. Процесс создания фильма — от первого черновика сценария до последнего зрителя в кинотеатре — занимает обычно не один год. Поэтому изменения, которые были запущены в украинской индустрии в 2014 году массовыми запретами российского кинопродукта, а в 2015-м — инвестиционными вливаниями от Госкино, полностью реализовались только сейчас, в 2017-м. И это радует. Впрочем, реформы нынешнего года, исходя из этого же принципа, вряд ли скажутся на качестве украинского кино и количестве его в прокате раньше чем в 2019–2020 годах. Но как бы ни развивалась индустрия дальше, уходящий год наверняка войдет в историю украинского кинематографа как знаковый — по пяти нижеприведенным причинам.

Fullscreen

Закон о господдержке кинематографии. Проект этого закона прошел несколько кругов ада, был ветирован президентом Украины, существенно переписан, но наконец-то принят 23 марта 2017 года. Среди самых важных его норм — внедрение системы рибейтов (денежного возврата продюсеру 16,6% затрат на кинопроизводство), введение программы финансирования производства украинских сериалов и изменение подхода к конкурсному отбору сценариев на питчингах. В Госкино обещали в течение года доработать все необходимые подзаконные акты, чтобы закон заработал уже в 2018 году, но, увы, по состоянию на середину декабря рассмотрена только мизерная часть из необходимых 48 документов.

Fullscreen

Государственные инвестиции. В 2016 году держава выделила на нужды кинематографа, точнее, на "создание и распространение национальных фильмов", 265 млн грн. В 2017-м — почти в два раза больше, 501,5 млн грн.

В недавно принятом госбюджете на 2018 год финансирование кино снова планируют удвоить — до 1 млрд 021 млн грн.

При этом 520 млн грн будут тратиться Госкино так же, как и прежде, а еще 500 млн грн пойдут на реализацию специальной программы по "созданию и распространению патриотического кино", заведовать которой будет уже не ведомство Филиппа Ильенко, а Министерство культуры.

Fullscreen

Негосударственные инвестиции. В украинский прокат в 2017 году вышел 31 полнометражный фильм, два альманаха и один видеоцикл. Несмотря на увеличившийся масштаб финансирования Госкино, как минимум 20% всех релизов были сняты без государственной поддержки, за частные деньги. И три из них —"Слуга народа — 2", "DZIDZIO Контрабас" и "Инфоголик" — стали рекордсменами украинского бокс-офиса.

Fullscreen

Зрительский интерес. К сожалению, назвать точные суммы всех сборов украинских фильмов пока нельзя — по некоторым проектам информация остается закрытой. Но минимум пять украинских проектов могут похвастаться весьма приличной кассой (см. "Топ-5 украинских фильмов года"). Да, в 2016-м фильм "8 лучших свиданий" (производства того же "Квартала 95", что и нынешний рекордсмен "Слуга народа — 2") собрал в прокате больше — около 33 млн грн. Но кроме него отличиться смогли еще лишь два проекта — мультфильм "Никита Кожемяка" (11,3 млн грн) и #SELFIEPARTY (4,6 млн грн).

Fullscreen

Кино становится индустрией. Когда кинопроцесс в стране начинает претендовать на гордое звание индустрии, об этом сразу можно догадаться по одному симптому — самый шустрый игрок на рынке тут же создает какую-нибудь цеховую премию и награждает лучших. И поэтому совсем неудивительно, что в феврале 2017 года с подачи организаторов Одесского кинофестиваля была основана премия Украинской киноакадемии "Золота дзига", которая уже в апреле в первый раз нашла своих героев. И радует, что накануне апреля-2018 работы у киноакадемиков прибавится: да, пусть выбор еще не очень богатый, но он есть.